Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Абсолют в философии постмодернизма (по работам М. Фуко и Ж. Батая)
Введение
Актуальность.
Проблема Бога и религии всегда была одной из центральных проблем философии. Для человеческого разума существование Бога, некой первоначальной материи до сих, на протяжении многих тысячелетий, является неразрешимой загадкой. Его наличие/отсутствие пытались доказать как ученые-физики, математики, биологии, астрономы и т.д., так и философы и теологии.
Эпоха постиндустриального общества, главной чертой которой стало ощущение кризиса, конца, перелома, породила постмодернизм с его очередной попыткой переосмысления бытия. Для современного общественного сознания характерны размывание традиционных ценностей и морали, культуры, разрушение традиционных форм творчества и т.д., однако проблема места и содержания религии, места Бога в жизни человека не теряет своего значения.
Постмодернизм нашел свое отражение и в самой религиозной системе, что, прежде всего выразилось в возникновении огромного количества сект и различных религиозных течений, представляющих собой синтез традиционных религий.
В качестве примера постмодернистского понимания Бога можно привести работы известных французских философов М. Фуко и Ж. Батая.
Имя Мишеля Фуко (1926 – 1984), выдающегося французского философа, историка, теоретика науки и культуры, широко известно не только во Франции или Европе, но и во всём мире. Он является одним из наиболее ярких и необычных мыслителей послевоенной Европы, творчество которого существенно определяло интеллектуальную атмосферу последних десятилетий 20 века, ассоциировалось у читателей и философов – специалистов со структурализмом, постструктурализмом и постмодернизмом.
.....
Заключение
Таким образом, постмодернизм является определяющей философской парадигмой современности, его идеи отразились в искусстве, литературе, научном познании и религии.
Вопросы человеческого бытия продолжают занимать в философии постмодернизма значимое место. Одним из таких вопросов является проблема Абсолюта. Под Абсолютом мы понимаем некое абсолютное начало, первоматерию, исходную точку мира. Вопрос Абсолюта является одним из центральных практически во всех философских и религиозных системах.
В христианском богословии под Абсолютом традиционно понимает Божественное начало, Бог, Святой Дух.
В различных философских концепциях под Абсолютом может рассматриваться первоматерия, некое идеальное отражение мира, абсолютный разум, Дух и т.д.
Общими точками соприкосновения в понимании Абсолюта в философии и религии является то, что они признают его как универсальное первоначало.
Философия постмодернизма с его крушением идеалов, поиском новых путей ярко отразилась в трансформации религиозного сознания. Во-первых, эпоха постмодернизма породила различные синтетические религиозные течения, во-вторых, произошел процесс секуляризации религиозного сознания, когда религия начала выступать в качестве некого символа, культурного кода, а не только веры.
Мы сравнили понимание Абсолюта в философии М. Фуко и Ж. Батая. Можно выделить такие общие точки соприкосновения в их понимании Бога.
Эти философы, в отличие от атеистических концепций, не отрицают существования некого абсолютного мирового начала.
.....
Список литературы
1. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.17-22.
2. Батай Ж. Внутренний опыт / Пер. с франц. и коммент. С.Л.Фокина.
3. Батай Ж. Литература и зло. Сборник статей / Пер. с франц., авт.
4. Батай Ж. Теория религии. Литература и зло / Пер. с франц. Ж.Гайковой, Г.Михалковича. – М.: Современный литератор, 2000. 352 С.
5. Батай Ж.Теория религии. Литература и зло. - М., 2000.
6. Бауман З. Философия и постмодернистская социология. Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.46-61. М.:Московский философский фонд, 1998.
7. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Религия и общество. М., 1996.
8. Бланшо М. Мишель Фукл, каким я его себе представляю. – СПб., 2002.
9. Бодрийяр 1992 - Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 64-70.
10. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Пер. с франц. Н. В. Суслова. Екатеринбург, 2000.
11. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. М., 1993. №3. С.3-9. М., 1992. №2. С.12-31. обозрение. М., 2001. №49. С.10-20.
12. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. 2001. № 11.
13. Ваторопин А.С., Ольховиков К.М. Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна // Общественные науки и современность. 2002, № 2. С. 136-145.
14. Вельш В. "Постмодерн". Генеалогия и значение одного спорного 134 понятия // Путь. М., 1992. №1. С.109-136. 1993. №4. С.47-48. философии. М., 1995. №4. С.116-127. 1992. №2. С.3-26. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998. 384 С. Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991. С.114-117.
15. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. М.: Прогресс, 1992. № 1 (2). С. 109-136.
16. Визгин В.П. М.Фуко – теоретик цивилизации // Вопросы философии, 2005, №4.
17. Гобозов Н. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма //Философское общество. - 2000. - №2. - С. 34-45.
18. Горбачев В. Основы философии. - М.: Логос, 1998. - 345 с.
19. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. - Л.: изд-во Ленинградского университета. 1991.
20. Григорьева Л.И. Религии "Нового века" в современной России: социально-философский анализ. Диссертация . доктора философских наук. М., Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ., кафедра религиоведения., 2000.155
21. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М.: Политиздат, 1983. 303 С.
.....