Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Смысл и ценности жизни
Введение
Смысл жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл.
Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях:
Первый уровень – ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психологические аспекты любви./ Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2007. № 1. С. 56-63.
2. Бабич В.В. Функциональная составляющая религиозных основ культуры и ее влияние на культурогенез// Ценности и смыслы. 2010 № 4 (7), с.90-101
3. Варава В.В. Метафизика смерти: опыт «апофатической рациональности»./ Вопросы философии. 2005. № 12. С. 77-93.
4. Вараксина Е.В. Психоисторические тенденции динамики смысла любви./ Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 197-200.
5. Горобец Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии./ Мир психологии. 2006. № 1. С. 230-240.
6. Дворецкая М.Я.Интегративная антропология СПб. Питер, 2002
7. Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия. -Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
8. Знание и вера в философском дискурсе: традиции и современность. Сб. научных трудов / Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии; Отв. ред. Выхристюк-Андреева И.С.; Сост. Боброва Л.А.. М., 2010 (Сер. "Проблемы философии")
9. Ильин И.А. Путь духовного обновления, СПб, Питер, 2006
10. Индуцкая О.И. Маргинализация и религиозное культы // Вторые университетские социально-гуманитарные чтения 2008 года. – Иркутск: Изд–во ИГУ, 2008 – С. 58-63.
11. Кардашевский В.В. К вопросу об интегральной парадигме видения как предельной форме духовной свободы // Известия Иркутского государственного университета. – Иркутск: Оттиск, 2007. – Вып. 1. – С.243-248.
12. Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века./ Вопросы философии. 2006. № 4. С. 3-16.
13. Озеров А.А. Смысл жизни как духовная ценность./ Социально-гуманитарные знания. 2009. № 3. С. 75-87.
14. Орлов С. В. Человек и его потребности: Учебное пособии, СПб. Питер, 2006. —160 с
15. Панченко С.В. Вечные ценности – главные смыслы./Философия хозяйства, 2011. № 1. С. 253-259