Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей ввоза на таможенную территорию таможенного союза этилового спирта и алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками
Введение
В соответствии со ст. 181 НК РФ спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртсодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), пиво относятся к подакцизным товарам.
Ввозимая на таможенную территорию ТС алкогольная продукция маркируется акцизными марками. Маркировка осуществляется в целях выпуска товаров для свободного обращения и контроля за их оборотом. Акцизная марка установленного образца изготавливается уполномоченными организациями-изготовителями и выдается согласно установленному порядку уполномоченными таможенными органами в целях подтверждения легальности ввоза на таможенную территорию ТС товара и его оборота на данной территории. Марка является документом государственной отчетности.
Государство исторически имеет особый интерес к подакцизным товарам в связи с необходимостью контроля использования их населением, либо в качестве предмета дополнительного налогообложения (предметы роскоши), а зачастую и с целью реализации протекционистской политики. В отношении алкогольной продукции контроль со стороны государства вызван также заботой о здоровье нации.
Меры государственного регулирования оборота подакцизных товаров находят отражение в усилении контроля, усложнении специальных процедур и повышении ставок акцизов. При этом конечным плательщиком выступает потребитель. Фирмы, занятые в сфере импорта и производства алкогольной продукции, вынуждены идти на увеличение стоимости конечной продукции, что не лучшим образом сказывается на структуре потребления. Задача повышения качества предлагаемой на рынок продукции при стремлении к снижению конечной цены с соблюдением ограничений, установленных законодательно, требует глубокого анализа осуществляемых бизнес-процессов с целью их гармонизации и выявления резервов повышения эффективности. Этим обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является выявление особенностей ввоза на таможенную территорию ТС подакцизной продукции на примере алкогольной продукции.
Для достижения цели исследования в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и назначение акциза и особенности их взимания;
- изучить нормативно-правовую базу в сфере совершения таможенных операций за подакцизными товарами, а также порядок приобретения акцизных марок импортерами алкогольной продукции;
- провести анализ процедуры маркировки алкогольной продукции, ввозимой на территорию ТС;
- проанализировать особенности ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции;
- изучить динамику ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на территории ТС;
- рассмотреть порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении подакцизных товаров;
- определить проблемы и перспективы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке при ввозе на таможенную территорию ТС.
Объект исследования – ввоз подакцизных алкогольных товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.
Предмет исследования – особенности таможенного контроля алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного Союза.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные труды по теории внешнеэкономических отношений и экономической теории в целом, выводы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов.
1. Нормативной базой послужили следующие документы: Конституция Российской Федерации, Таможенный Кодекс Таможенного Союза; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // Российская газета, Приказ ФТС от 27.11.2006 № 1227 «Об утверждении типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни», Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, приведены цели и задачи, объект предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические основы ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции.
Во второй главе проведен анализ особенностей ввоза на таможенную территорию ТС этилового спирта и алкогольной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками.
В третьей главе описаны проблемы и перспективы таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
Работа содержит 4 таблицы и 51 источник использованной литературы.
Суммы акциза, уплаченные при ввозе на территорию ТС подакцизных товаров, использованных в дальнейшем в качестве сырья для производства таких же товаров, по-прежнему можно предъявить к вычету. При этом сейчас ограничение по вычету установлено только в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, при изготовлении которой был использован ввезенный подакцизный товар. Вычет производится в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, исходя из ставки акциза на этиловый спирт, установленной п. 1 ст. 193 НК РФ на дату приобретения данного подакцизного товара.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Акцизы – это один из видов косвенных налогов на товары массового потребления, при котором сумма акциза включается в цену товара и тариф.
Сегодня косвенное (акцизное) налогообложение используется во всех странах рыночной экономики. Акцизы устанавливаются на определенный перечень товаров и играют двойную роль, а именно:
1) это один из важных источников дохода бюджета;
2) это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.
Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и, следовательно, оплачивается потребителем. Но в отличие от налога на добавленную стоимость (НДС) этим налогом облагается вся стоимость товара, включая и материальные затраты.
Поскольку в Российской Федерации таможенные платежи являются одной из составляющих доходной части бюджета, обязанность по уплате таможенных пошлин является неотъемлемым условием перемещения товаров через таможенную границу, а их взимание является одной из ведущих функций таможенных органов.
В соответствии со ст. 181 НК РФ спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртсодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), пиво относятся к подакцизным товарам.
Акцизные марки приобретаются юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющим постоянное место нахождения на ее территории, а также физическим лицом, имеющим постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившим с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации.
Акцизные марки выдаются таможенными органами при условии предоставления лицом, приобретающим марки, обеспечения выполнения обязательства и совершения этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:
- ввоз в установленном порядке маркированных товаров на таможенную территорию ТС в целях их реализации на территории стран – участниц ТС;
- размещение ввезенных маркированных товаров в разрешенных местах доставки и хранения;
- возврат поврежденных и/или неиспользованных акцизных марок выдавшему их таможенному органу;
- представление отчета об использовании акцизных марок в установленном порядке.
В таможенных органах таможенный досмотр маркированной алкогольной продукции производится независимо от случаев проведения таможенного досмотра такой продукции в местах прибытия, в целях обеспечения требований законодательства Российской Федерации и выпуска подакцизной алкогольной продукции, не маркированной акцизными марками в установленном порядке.
При процедуре декларирования маркированной алкогольной продукции с подачей ГТД применяются профили рисков в отношении таких подакцизных товаров.
При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации акцизы уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты акцизов исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок уплаты акциза может быть перенесен на более поздний срок. Срок уплаты акциза может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы акциза либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму акциза.
Совершать таможенные операции со спиртосодержащей продукцией может отнюдь не каждый таможенный орган. Компетенцией в данном случае обладают посты Центральной акцизной таможни, за исключением специализированного таможенного поста ЦАТ, занимающиеся исключительно операциями в отношении подакцизных и других определенных видов товаров (их перечень приведен в приложении 1 к приказу ФТС России от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров"), и некоторые другие таможенные посты, указанные в приложении N 4 к этому приказу, работающие с подакцизными товарами, оборот которых подлежит лицензированию имаркировке акцизными марками. Вместе с тем в случае если продукция является подакцизной и в то же время не подлежит лицензированию, таможенные операции в отношении нее может осуществлять любой таможенный орган.
Таким образом, чтобы определить, на каком таможенном посту следует осуществлять таможенные операции в отношении спиртосодержащей непищевой продукции, импортеру необходимо выяснить два обстоятельства: является ли продукция подакцизной и/или лицензируемой. И только в случае, если товар является и подакцизным, и лицензируемым, таможенные операции с ним должны осуществляться на таможенном посту, определенным данным приказом.
Парфюмерно-косметическая продукция, содержащая этиловый спирт, является объектом пристального внимания таможенных органов. В отношении ее, а также продукции, используемой в быту, но не являющейся парфюмерно-косметической, выдается лицензия на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, часть таких товаров является подакцизными. Несоблюдение правил учета таких товаров либо обращение в таможенный орган, не обладающий компетенцией для совершения операций в отношении подакцизных товаров, подлежащих лицензированию, не позволит своевременно доставить продукцию на российский рынок. Только предварительный анализ сделки позволит существенно упростить поставку товаров и избежать проблем, связанных с их выпуском на таможенной территории ТС.
Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, определенном Правительством РФ, на территории Российской Федерации.
Ключевым направлением реформирования акцизного налогообложения могут стать следующие: решение проблемы территориальности при уплате налога с подакцизных товаров, ввозимых из стран СНГ и вывозимых из России в страны СНГ, установление автоматической индексации специфических ставок акцизов, изменения принципа авансового платежа с использованием акцизных марок по некоторым видам подакцизных товаров, установление дифференцированного обложения люксовых товаров. Также в этой главе будут рассмотрены вопросы реформирования определения плательщиков акцизов, способов уплаты и контроля за уплатой акцизов, особенностей акцизного налогообложения некоторых видов подакцизных товаров.
Таким образом, производство алкогольной продукции в России имеет специфическую особенность: зачастую предприятия, производящие спирт, производящие из спирта водку и разливающие водку по бутылкам являются различными юридическими лицами, связанными друг с другом лишь коммерческими отношениями. В этой связи введение единой ставки на литр стопроцентного этилового спирта позволит избежать необходимости вычитать на всех последующих стадиях производства алкогольной продукции, использующих данный спирт, сумму уплаченного акциза. Данная мера, также позволит увеличить эффективность физического контроля за правильностью уплаты акциза, так как требует надзора лишь за производством и импортом этилового спирта и правильностью уплаты акциза с них.
Применение акцизных марок в этой связи позволит контролировать правильность уплаты акциза. Предприятия, производящие алкогольную продукцию из собственного сырья, будут уплачивать налог в полном объеме при приобретении марок. Налоговым событием в этом случае будет служить производство конечного продукта, содержащего этиловый спирт. Предприятия, использующие спирт, произведенный другими предприятиями, с которого ранее был уплачен акциз будут иметь право получить налоговый кредит (зачет) при приобретении акцизных марок на готовую продукцию в размере уплаченного налога. В случае, если со спирта, использованного при производстве алкогольной продукции, акциз ранее по какой-то причине не уплачивался или производитель не может доказать факт уплаты; акциз с готовой продукции уплачивается в полном объеме, путем приобретения акцизных марок.
Важную роль, при этом, должна играть дифференциация вида акцизных марок в зависимости от вида алкогольной продукции. Оптимальным подходом будет применение различных акцизных марок для следующих категорий алкогольной продукции: алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 35% (по фиксированной ставке за литр этилового спирта), алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 10%, кроме вин и вермутов (по фиксированной ставке за литр этилового спирта); вермуты и вина (по фиксированной ставке за литр продукции); шампанское (по фиксированной ставке за литр продукции); натуральные вина и алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта менее 10% (по фиксированной ставке за литр продукции).
Список литературы
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2007
3. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010)Приказ ФТС РФ от 17.08. 2005 №751 «Об утверждении порядка взаимодействия при применении системы управления рисками»
4. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340
5. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2008. № 160
6. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - № 52. - Ст. 1871
7. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. "Об акцизах" (утратил силу) // Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1872
8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" // Российская газета. - 2006. - № 5п
9. Приказ ФТС от 27.11.2006 № 1227 «Об утверждении типовых положений об оперативно-розыскном подразделении, подразделении по борьбе с особо опасными видами контрабанды, подразделении по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно-аналитическом подразделении таможни»
10. Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" // Российская газета. - 2007. - № 124
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 379)
12. Андриашин Х. А. Таможенное право. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Магистр, 2008
13. Бакаева О. Ю. Таможенное право. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Норма, 2008
14. Бекяшев К. А. Таможенное право. Учебник. Издательство: Проспект, 2010-10-23
15. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А.Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2009
16. Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений: теория и практика. Издательство: СПбГУП, 2009
17. Внешнеэкономическая деятельность / Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. М.: Дело, 2007
18. Внешнеэкономическая деятельность / Покровская В.В. М.: Экономист, 2006
19. Внешнеэкономическая деятельность / Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. М.: Экономист, 2008
20. Государственный контроль при осуществлении международных автомобильных перевозок / Афонин П.Н. и др. СПб.: Издательство политехнического университета, 2009
21. Граве А.В. Таможенное право Учебный курс / А.В. Граве. - М.: МИЭМП, 2009
22. Завражных М. Л. Таможенное право России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2010
23. Информационное обеспечение в таможенных органах / Афонин П.Н., Сальников И.А. –СПб.: РИО СПб. филиал РТА, 2006
24. Истомин С. И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. Издательство: Деловой двор, 2008
25. Каплан И.М. Таможенные пошлины и современные таможенно-тарифные системы / В кн.: Таможенное дело в капиталистических странах. - М., 1939
26. Кирсанов А. Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: монография. Издательство: Элит, 2007
27. Коган М. В. Таможенное дело. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Феникс, 2007
28. Козырин А. Н. Таможенное право России. Практикум. Издательство: Норма, 2009
29. Коник Н. В. Таможенное дело. Учебное пособие Издательство: Омега-Л, 2010
30. Липсиц И.В. Экономика без тайн. - Кн. 1. - М., 1997
31. Логистика. Информационные системы и технологии / Сергеев В.И., Григорьев М.Н., Уваров С.А. М.: Альфа-Пресс, 2008
32. Международные контракты и расчеты. 2-е изд. перераб. и доп. / Михайлов Д.М М.: Юрайт-Издат, 2008
33. Нечипорчук Н.А. Комментируем изменения в порядке исчисления акцизов с 2009 года // Российский налоговый курьер. - 2008. - №17. - С. 42-47
34. Орехов Д.Н., Назарова И.Б. Комментарий к Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (постатейный). - М.: "Деловой двор", 2009
35. Основы таможенной логистики / Самолаев Ю.Н. М.: ИНФРА-М, 2008. Гриф УМО в области таможенного дела
36. Пансков В. Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России. Издательство: Финансы и статистика, 2008
37. Панченко В.И. Валютное регулирование в таможенном деле. Учебное пособие для ВУЗов. Издательство «Троицкий мост»,2010
38. Романова О. Менеджмент в таможенном деле. Издательство: Энергия, 2008
39. Рутгайзер В. М. Таможенная стоимость и ее оценка. Издательство: Международная академия оценки и консалтинга, 2007
40. Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Альфа, 2008
41. Свинухов В. Г. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. Гриф МО РФ. Издательство: Экономистъ, 2005
42. Таможенное право / Под ред. В.Г. Драганова и М.М. Рассолова. - М., 2001. - С. 307-309; Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 1997
43. Таможенное право Российской Федерации / под общей редакцией Шамахова В.А. М.: Софт, 2007
44. Таможенное право. 4-е изд., перераб. и доп. / Халипов С.В. М.: Юрайт-Издат, Высшее образование, 2009
45. Таможенные процедуры. Издательство: Благовест-В, 2008
46. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров / Ершов А.Д. и др. М.: РИО РТА, 2007
47. Таможенный контроль / под общей редакцией Шамахова В.А. М.: Софт, 2006
48. Тимошенко И. В. Таможенное право России. Учебник для вузов. Издательство: Феникс, 2009
49. Финансы капиталистических государств: Учебник / Под ред. Б.Г. Болдырева. - М., 1980
50. Халипов С. В. Таможенное право. Учебник. Издательство: Высшее образование, 2009
51. Халипов С.В. Таможенное право: учеб. / С.В. Халипов. - М.: Высшее образование, 2009