Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Совершенствование управлением таможенной деятельностью
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы во многом определена тем, что с 1 января 2010 г. фактически начал свою деятельность Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также Соглашения в области единого нетарифного регулирования.
1 июля 2010 г. ознаменовалось вступлением в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза и ряда ключевых международных соглашений. Тем самым продолжился активный этап формирования единого таможенного законодательства.
Правовое регулирование отношений, связанных с регламентацией управления таможенной деятельностью, полномочия таможенных органов стран-членов Таможенного союза, перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами реализуется согласно положениям Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таможенный кодекс Таможенного союза стал законом прямого действия и содержит в себе лишь около 40 отсылочных норм, определяющих компетенцию уполномоченного государственного органа по вопросам таможенного дела по регулированию соответствующих отношений.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование механизма и методов совершенствования управлением таможенной деятельностью.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- изучение основных сведений об управлении.
- рассмотрение определения, содержания, целей, задач, ограничений таможенной деятельности.
- исследование форм, процедур управления таможенной деятельностью.
- рассмотрение некоторых вопросов практики управления таможенной деятельностью.
- исследование критериев эффективности таможенной деятельности и системы управления таможенной деятельностью.
- рассмотрение практики управления таможенной деятельностью.
- формирование общих предложений по совершенствованию таможенной деятельностью.
Объект исследования: система управления таможенной деятельностью.
Предмет исследования: методы совершенствования системы управления таможенной деятельностью.
Целевая установка на выполнение работы: предложить методы совершенствования системы управления таможенной деятельностью и обосновать их эффективность.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели использовались традиционные положения диалектического способа научного познания, а также современные методы: логический анализ и синтез, системный, нормативно-логический анализы, сравнительное правоведение, правовое моделирование и прогнозирование.
Нормативной основой выпускной квалификационной работы являются Конституция Российской Федерации , Таможенный кодекс Таможенного союза, подзаконные нормативно-правовые акты всех уровней правового регулирования, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списков нормативных актов, судебной практики и специальной юридической литературы, использованных в процессе работы над указанной тематикой.
Так, во взаимной торговле пока сохраняются некоторые изъятия, распространяющиеся на ряд товаров, на которые государства - члены Таможенного союза сохраняют внутренние пошлины (в России это ввозные пошлины на автомобили иностранного производства, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты). Казахстан применяет пониженные пошлины на 409 позиций товаров, объявленных жизненно важными. Адаптация к новым условиям с постепенной отменой режима изъятия для всех наименований товаров может происходить в течение 5 лет.
На сегодняшний день при достаточно высоком уровне развития международно-правовой базы, регулирующей отношения в Таможенном союзе, практически не затронутым осталось национальное законодательство, на уровень которого делегировано решение ряда вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование обусловило некоторые основные выводы, представленные ниже.
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011) "О Федеральной таможенной службе" Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Содержание юридической деятельности таможенных органов предопределяет необходимость выделения ее основных признаков.
Во-первых, она осуществляется органами, уполномоченными государством в области таможенного дела, - таможенными органами.
Во-вторых, ее основной целью выступает содействие развитию внешней торговли. Таможенные органы создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.
В-третьих, она осуществляется на основании правовых норм, регламентирующих отношения в области таможенного дела.
В-четвертых, она носит официальный характер.
В-пятых, она осуществляется в установленном законом порядке.
В-шестых, она предопределяет разнообразные средства, приемы, способы воздействия на общественные отношения в области таможенного дела. К их числу следует отнести таможенные процедуры, таможенно-тарифное регулирование, запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В области таможенного дела помимо основополагающего акта – Таможенного кодекса Таможенного союза применяются нормы многих федеральных законов: "О валютном регулировании и валютном контроле", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О таможенном тарифе", "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и пр.
Одна из решаемых в настоящее время проблем - унификация технических регламентов, формирование их единого перечня для России, Белоруссии и Казахстана.
В настоящее время национальные требования к качеству и безопасности товаров, стандарты, знаки соответствия различаются, что препятствует их свободному перемещению по территории Таможенного союза.
Право принятия технических регламентов планируется делегировать Комиссии Таможенного союза. Необходимо признать, что, вероятно, новая система технического регулирования будет негативно воспринята небольшими предприятиями, реализующими свою продукцию на местных рынках. Возможно, они столкнутся с проблемой дополнительных затрат на модернизацию производства, однако в целом качество продукции должно стать более высоким.
Новая организация деятельности таможенных органов должна предполагать четкое разграничение компетенции Комиссии Таможенного союза и национальных таможенных администраций, что на сегодняшний день остается недоработанным.
В связи с этим возникает ряд спорных вопросов. Считаем, что для разрешения споров должен быть также создан специальный экспертный совет, в который войдут представители трех стран, однако его решения будут носить лишь рекомендательный характер. Неясность в разрешении поставленных вопросов повышает уровень недоверия бизнес-сообщества как в целом к публичной власти, так и к таможенным органам.
Следует отметить, что опыт первых месяцев функционирования Таможенного союза показал готовность таможенных органов к работе в новых условиях. Все вопросы, возникавшие в переходный период, решались оперативно.
На сегодняшний день таможенные службы государств - членов Таможенного союза вышли на новый этап сотрудничества, который позволит государствам, участникам внешнеэкономической деятельности, улучшить уровень развития экономики стран, объединившихся в Таможенный союз.
В целях совершенствования действующего законодательства РФ в рассматриваемой области считаем необходимым внесение следующих дополнений путем оформления законопроекта.
1. Внести в пункт 2 статьи 234 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" изменение, дополнив его словами следующего содержания:
", а также в случаях транзита товаров по территории особой (свободной) экономической зоны, за исключением товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной экономической зоны".
Обоснование.
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" принят в целях определения основ правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне в условиях действия нормативно-правовой базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
В соответствии с данными нормами иностранные товары, перемещаемые по территории Российской Федерации от пунктов пропуска до пунктов таможенного оформления, с целью исключения рисков недоставки грузов попадают под процедуру таможенного транзита, предусматривающую обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов.
Положение данного законопроекта направлено на создание благоприятных условий ведения внешнеэкономической деятельности за счет распространения нормы об освобождении от обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на случаи транзита товаров на территории особой (свободной) экономической зоны, за исключением товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной экономической зоны.
Принятие законопроекта "О внесении изменений в пункт 2 статьи 234 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не вызовет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
2. Внести в статью 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" следующие изменения:
1) дополнить новыми частями третьей - пятой следующего содержания:
"При отсутствии у владельца транспортного средства, въезжающего в Российскую Федерацию, предусмотренных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"), страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств либо документа, подтверждающего тот факт, что гражданская ответственность владельца транспортного средства застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация, въезд такого транспортного средства на территорию Российской Федерации запрещается. При отсутствии у владельца транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации и выезжающего с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, документа, подтверждающего тот факт, что гражданская ответственность владельца транспортного средства застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация, выезд такого транспортного средства с территории Российской Федерации запрещается.
Таможенные органы во взаимодействии с пограничными органами принимают меры, необходимые для незамедлительного выезда указанных транспортных средств с территории пункта пропуска через Государственную границу.
Расходы, возникшие у владельцев транспортных средств в связи с несоблюдением ими требований, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", таможенными органами не возмещаются.";
2) части третью - восьмую считать соответственно частями шестой - одиннадцатой.
Обоснование.
Статьей 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на таможенные органы возложена обязанность по осуществлению контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной названным Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию и их выезде из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.
Однако реальными полномочиями по недопущению въезда (выезда) транспортных средств, владельцы которых не исполнили указанную обязанность, таможенные органы не обладают, прежде всего, потому что в действующем законодательстве отсутствует прямой запрет на въезд на территорию Российской Федерации и выезд с территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статью 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разработан в целях реализации положений статьи 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и наделяет таможенные органы реальными механизмами осуществления контроля за исполнением владельцами транспортных средств возложенной на них обязанности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.12.2011) // "Ведомости Федерального Собрания РФ", 01.01.2002, N 1, ст. 1.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2011) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
6. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003.
7. Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.05.1993, N 20, ст. 718.
8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // "Российская газета", N 254, 18.12.2003.
9. Федеральный закон от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2011) "О таможенном тарифе" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 10.06.1993, N 23, ст. 821.
10. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 134, 03.08.2005.
11. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 63, 03-09.12.2010.
12. Федеральный закон от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 08.12.2011) "О Государственной границе Российской Федерации" // "Российская газета", N 84, 04.05.1993.
13. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // "Парламентская газета", N 86, 14.05.2002.
14. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета", N 160, 18.08.1995.
15. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011) "О Федеральной таможенной службе" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2006, N 32, ст. 3569.
16. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 20.06.2011) "О Федеральной таможенной службе" // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2006, N 32, ст. 3569.
17. Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.11.2010 N 5 "О реализации Постановлений коллегии Таможенного комитета Союзного государства" // СПС «Консультант Плюс».
18. Письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31847 (ред. от 16.07.2010) "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ" // Утратило силу.
Специальная литература
19. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право: Учебник для вузов / под ред. Х.А. Андриашина. М.: Юстицинформ, 2006. 264 с.
20. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). Москва: Проспект, 2011. 448 с.
21. Административное право. М., 2009. С. 247.
22. Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации. Екатеринбург, 1999. С. 3.
23. Блинов Н.М. и др. Проектирование таможенной политики. - М., 2001. С. 231.
24. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: уч-к. – М.: РТА, 2004. С. 45.
25. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: Проблемы теории и методологии. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 22.
26. Макрусев В.В. и др. Системный анализ и управление: Уч.пос. –М.: РТА, 2004. С. 112.
27. Общее административное право: Учеб. Воронеж. Изд-во ВГУ, 2007. С. 332.
28. Российское предпринимательское право. Учебник. Под редакцией И.В. Ершовой, М: «Проспект», 2011, - 856 с.
29. Рогожин С.П. Процессуальные особенности доказывания по делам, возникающим из таможенных правоотношений: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 160 с.
30. Толкушкин А.В. Таможенное дело – М.: Высшее образование, 2009. С. 67.
31. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 16 - 32.
Периодическая печать
32. Бондарь А. Пойдут ли инвесторы в Таможенный союз? [Интервью с В.С. Мирошниченко] // ЭЖ-Юрист. 2011. N 31. С. 1, 3.
33. Вахтерова И.Л. Меры тарифного и нетарифного регулирования применительно к автомобильному рынку в рамках функционирования Таможенного союза // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 29 - 31.
34. Древаль Л.Н. О финансово-правовом статусе таможенных органов // Ежегодник Международной ассоциации финансового права. 2005. Сборник научных работ / Под общей ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 156.
35. Курочкина О.Л. Особенности интеграционного перехода стран - членов Таможенного союза к Единому экономическому пространству // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 6 - 10.
36. Погодина И.В. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ // Таможенное дело. 2011. N 2. С. 32 - 35.
37. Ступников А. Статистический учет для Таможенного союза изменили // ЭЖ-Юрист. 2011. N 26. С. 2.
38. Савосина Н.Г. К вопросу о формировании системы таможенного законодательства в истории России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 8. С. 46 - 48.