Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррупция в государственном управлении: причины, их решения
Введение
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один – это коррупция» . Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Об этом отмечается и в тексте Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.
По данным последнего исследования международного движения «Трансперенси Интернешнл», Россия входит в число 40 стран мира с наибольшим распространением коррупции. Коррупция в России приобрела системный характер, она везде, нет ни одной сферы, не пораженной коррупцией . Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка выступил с инициативой «проведения анализа деятельности каждого правоохранительного органа страны на предмет выявления случаев коррупции на всех, даже самых высоких, уровнях». Итогом этой работы стали координационные совещания «О состоянии и дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией» с участием полпредов Президента в федеральных округах .
Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам Россия опустилась со 127-го на 145-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией TransparencyInternational.
Специфика российской коррупции и взяточничества в том, что она фактически институционализировались в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и неэффективными. Подрывая доверие к власти, ее авторитету, коррупция, в конечном счете, препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике и т.д. Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие российского общества. Опасность современной российской коррупции – в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне . Наряду с этим, сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды.
Важно заметить, что коррупция подвержена влиянию региональных особенностей, которые складываются из социально-экономической жизнедеятельности различных групп населения. Это особенно важно в свете реализации административной реформы и деятельности должностных лиц аппарата публичной власти.
Вместе с тем качественное изменение коррупционной преступности, ее проникновение и закрепление на уровне муниципальных образований позволяет констатировать, что в теоретическом, правовом и криминологическом аспектах явно недостаточно исследованы и разработаны юридическая природа этого вида коррупции, ее особенности, система специально-криминологических, организационно-управленческих и правовых мер противодействия этому явлению, вопросы совершенствования мер предупреждения коррупционных преступлении на уровне местного самоуправления.
Степень разработанности темы исследования. Являясь постоянной проблемой российской государственности, коррупция привлекает внимание научной общественности. Вопросы изучения коррупции как социально-правового явления получили свое развитие в трудах российских ученых: Г.А. Аванесова, С.Г. Александрова, А.Н. Алексеева, Д.И. Алимова, Ю.М. Антоняна, А.А. Аслаханова, А.Я. Асниса, Т.В.Басовой, А.В. Борбата, С.В. Бородина, В.Н. Бровкина, С.Е. Вицина, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, И.В. Годунова, Ю.В. Голика, П.И. Гришаева, А.И. Гурова, А.И. Долговой, А.Э. Жалинского, В.Б. Здравомыслова, И.И. Карпеца, И.Н. Клюковской, Л.М. Колодкина, П.А. Кабанова, В.Н. Кудрявцева, В.Н. Кузнецова, Н.Ф. Кузнецовой, С.Я. Лебедева, В.В. Лунеева, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, Д.В. Малкова, В.Е. Мельниковой, Г.М. Миньковского, А.В. Наумова, Д.К. Нечевина, В.А. Номоконова, В.С. Овчинского, А.Л. Репецкой, Г.А. Сатарова, О.В. Филимонова, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова, А.М. Яковлева, П.С. Яни и др.
В работах указанных авторов содержится материал, составляющий фундамент современного учения о коррупции и положенный в основу законодательных решений о борьбе с ней. Вместе с тем изменения в системе государственного и муниципального устройства и управления, обновление российского служебного и уголовного законодательства, формирование новой идеологии, усложнение криминальной ситуации в стране существенным образом модифицируют коррупцию как социальное явление и вновь требуют обращения к проблемам ее предупреждения.
Цель дипломного исследования - комплексное теоретико-прикладное изучение коррупции в современной России, а также разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию системы предупреждения коррупции.
Объект дипломного исследования определен общественными отношениями, возникающими в сфере предупреждения коррупции.
Предметом дипломного исследования выступает коррупция; факторы, определяющие ее существование и развитие; направления, формы и способы предупреждения коррупции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия коррупция;
2. Выявить основные причины, обусловившие проникновение коррупции в систему госслужбы;
3. Исследовать основные этапы, тенденции и направления распространения коррупции в системе государственного управления РФ;
4. Разработать механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти;
5. Обосновать необходимость реформирования государственной службы как способ регулирования управленческих аномалий.
Теоретическую основу диссертации составляют работы по теории уголовного права, уголовной политики, криминологии, философии, психологии, социологии, сравнительному правоведению, относящиеся к проблемам диссертационного исследования, представленные трудами дореволюционных, советских, современных российских и зарубежных ученых. В теоретическую основу входят также научные сочинения по административному, государственному, гражданскому, трудовому законодательству.
Методологической основой дипломного исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений. При подготовке диссертации применялись такие общенаучные методы, как: исторический, статистический, наблюдение, сравнение, анализ, синтез и др. Кроме того, использованы частнонаучные методы: сравнительно-правовой, логический и др. Основу методики исследования составляют положения теории информации, моделирования, системно-структурный анализ.
Нормативная база исследования представлена международными и отечественными нормативными правовыми актами в сфере борьбы с коррупцией. Это Резолюция ООН «Коррупция в сфере государственного управления» (1996 г.), Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (1996 г.), Конвенция ООН «Против коррупции» (ратифицирована Федеральным законом № 40-ФЗ 8.03.2006 г.), Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» (подписана Р.Ф. в 1999 г.). Анализируемое Российское законодательство представлено нормами Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных законов «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (1998 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), «О системе государственной службы Российской Федерации» (2003 г.), «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004 г.) и др. Кроме того, следует отметить и подзаконные нормативные правовые акты, положения гражданского и административного законодательства, исторические памятники русского права, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, муниципальных образований в части регламентации вопросов профилактики коррупционных преступлений.
Современная организованная преступность является, по существу, особой отраслью – экономической деятельностью профессиональных преступников. Раскрывается механизм их взаимодействия с представителями власти, правоохранительных органов. В отечественной и зарубежной публицистике и даже в научных изданиях стало едва ли не общим утверждение, что власть в России превратилась в «мафиократию» – организованная преступность заменяет и вытесняет официальные государственные структуры . В российском издании американский экономист-криминолог Э. Эндерсон писал: «…Мафия выполняет функции правительства (исполнение законов и криминальное судопроизводство) в той сфере, где законная система терпит фиаско в осуществлении своих полномочий» . В определенной мере это было характерно для России. В этой связи автор посчитал необходимым включиться в дискуссию по определению понятия «мафия».
Для характеристики организованной преступности привлечены официальные данные; в частности, по оценкам МВД России, организованная преступность контролировала почти 50% частных фирм, 33% государственных предприятий, от 50 до 85% банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия . Эти факты были известны госчиновникам, а, следовательно, непринятие должных мер являлось наглядной коррупцией, в том числе правоохранительной и судебной системы.
Заключение
Результаты анализа и оценки состояния коррупции в Российской Федерации, а также причин и условий, обусловивших активизацию ее развития в последние десятилетия. Принимаемые в последние годы на уровне органов государственной власти меры, в том числе законодательного характера, не оказали значимого влияния на состояние и уровень коррупции в стране. Более того, в условиях глобального экономического кризиса проявления коррупции стали более масштабными и системными, принимая характер наиболее значимой угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
Основные направления совершенствования деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции в Российской Федерации:
1. В целях ратификации Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» диссертант обосновывает необходимость последовательной реализации гражданско-правового механизма взыскания незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных в результате коррупции услуг с виновного государственного служащего, а также признания сделок недействительными и аннулирования нормативных актов, принятых в результате коррупционных правонарушений. В диссертации обосновывается необходимость исключения из ст. 575 ГК РФ предписания, допускающего дарение государственным служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей.
2. В дипломной работе обосновывается необходимость внедрения в систему государственной службы этических стандартов служебного поведения государственных служащих, закрепленных законом. Такое положение будет соответствовать международным и европейским стандартам предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.
3. Находясь на государственной службе, служащий подпадает под систему административных запретов и ограничений, связанных с ее режимом. В этой связи для компенсации ограничений правоспособности государственного служащего необходим комплекс административно-правовых средств, которые компенсировали бы государственному служащему систему запретов, обусловленных режимом государственной службы. В настоящее время назрела необходимость усовершенствования механизма работы по совместительству в системе государственной службы. Сделав данный механизм либеральным и прозрачным, по нашему мнению, удастся предупредить многие коррупционные проявления в системе государственной службы. Необходимо определить перечень должностей, замещение которых позволяет реализовывать право государственного служащего с разрешения непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не влечет возникновения конфликта интересов.
4. Исследование явления коррупции в системе государственной службы нашей страны позволило прийти к выводу о том, что без постоянного предупреждения и пресечения коррупция имеет свойство разрастаться. Исходя из этого, государству необходим комплекс административно-правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение коррупции, а также необходима антикоррупционная политика. Для ее становления необходимо закрепление в Конституции отдельной функции государства – функции предупреждения и пресечения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. Закрепление в Конституции соответствующего положения заложит основу формирования антикоррупционных норм во всех законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих общественные отношения в сфере публичного управления.
5. Для снижения уровня необоснованного административного усмотрения в вопросе применения административного принуждения необходимо установить правовой механизм, который не будет давать государственному служащему возможности выбора между применением мер предупреждения и мер административного наказания в случае выявления соответствующим государственным служащим административного правонарушения. По нашему мнению, во всех случаях выявления административного правонарушения к физическим или юридическим лицам должны применяться административные наказания, а не меры организационно-предупредительного характера.
6. В качестве одного из приоритетных направлений реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации целесообразно определить механизм выявления коррупционных угроз в механизме реализации социально-экономических программ. Для этого необходимо создать институт предварительной экспертизы социально-экономических программ, проектов нормативных правовых актов, а также законодательно закрепить институт антикоррупционного мониторинга.
7. Нестабильность административно-правового положения государственного служащего любого вида государственной службы является одной из причин коррупции. В связи с этим необходимо исключить или как минимум упорядочить практику выведения государственных служащих за штат, а затем их увольнения или понижения в должности при проведении организационно-штатных мероприятий. Находящиеся за штатом или в распоряжении органа государственные служащие имеют реальные возможности совершать коррупционные правонарушения, поскольку их правовой статус детально не определен, а формально они еще относятся к соответствующему органу государственной власти.
8. В дипломной работе поддерживается позиция о необходимости распространения запретов, связанных с государственной службой, на работников органов государственной власти, которые не имеют статуса государственного служащего. Отсутствие соответствующего режима создает реальную возможность для коррупционного поведения с их стороны. В связи с этим было бы вполне оправданно распространить некоторые запреты, связанные с режимом государственной службы, на работников, которые не имеют статуса государственного служащего.
9. В целях совершенствования административно-процессуального порядка прохождения государственной службы необходимо оптимизировать процедуры, связанные с ее прохождением: аттестацию, конкурсное замещение должностей, сдачу квалификационного экзамена, прохождение испытательного срока, отстранение от занимаемой должности, предоставление сведений о доходах и имуществе и др.
10. В работе обосновывается положение о необходимости сведения к минимуму необоснованных взаимоотношений государственных служащих и хозяйствующих субъектов в процессе осуществления контрольно-надзорных, а также разнообразных разрешительных мероприятий. Необходимо исключить дублирование функций различных органов исполнительной власти, исключить практику регулирования отношений в системе правоохранительной службы предписаниями закона о государственной гражданской службе.
11. Перспективы совершенствования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации, по нашему мнению, должны состоять в оптимизации зарубежного опыта борьбы с коррупцией, а также ратификации международно-правовых документов, направленных на предупреждение и пресечение коррупции. Практическая польза изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией может состоять во внедрении в российское законодательство об административных правонарушениях мер ответственности за сообщение заведомо ложной информации о коррупции, данную статью целесообразно было бы поместить в главу 17 КоАП РФ. Кроме того, в законодательстве о государственной службе целесообразно предусмотреть специальные меры дисциплинарной ответственности за непринятие мер в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.
12. В законе о государственной гражданской службе и законодательных актах, регламентирующих военную и правоохранительную службу, целесообразно закрепить положение о том, что государственному служащему запрещено заключать гражданско-правовые сделки не под своим именем (псевдонимом), а также с использованием подставных лиц. Такие сделки в соответствии с законом должны признаваться судом недействительными, а служащий привлекаться к дисциплинарной ответственности. Данные предписания будут соответствовать международным стандартам предупреждения и пресечения коррупции.
13. В целях создания административно-правового механизма, не позволяющего государственному служащему осуществлять трудовую деятельность в коммерческой организации по истечении двух лет с момента увольнения со службы, необходимо предусмотреть меры гражданско-правовой ответственности. Эти меры могут состоять в виде пожизненного лишения льгот, которые предоставлены гражданину в связи со статусом государственного служащего. Кроме того, вполне возможно предусмотреть исключение из общего трудового стажа государственной службы. Количество времени, которое может быть вычтено из стажа государственной службы, должно носить дифференцированный характер. Названные санкции должны применяться судом.
14. Особенности военной службы и службы в правоохранительных органах обусловливают необходимость формирования специальных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, которые могут состоять в создании специализированных структур по предупреждению и пресечению коррупции в данных видах государственной службы. Процедуры согласования кандидатур при назначении на вышестоящие должности с органами собственной безопасности в системе правоохранительной службы должны проходить гласно, информация о согласовании должна быть официально доведена до всеобщего ознакомления.
Список используемых источников
1. Конституция РФ.
2. Уголовный Кодекс РФ.
3. КоАП РФ.
4. Указ Президента России «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», 4 апреля 1992 года N 361 (РГ 92-80).
5. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
6. Федеральный закон «О декларировании физическими лицами источников доходов и произведенных расходов»от 10.01.97 N 11-ФЗ
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
8. "Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"
9. «Простое, недвусмысленное, лаконичное и понятное законодательство сокращает потребности в большом аппарате чиновников и облегчает понимание законов гражданами». (Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.04 «О состоянии правосудия в РФ и перспективе его совершенствования»).
10. Александров В. И. Коррупция и конфликт интересов / В. И. Александров, А. Г. Барабашев, Е. П. Стружак // Общественные науки и современность. - 2010. - № 2. - С. 94-102.
11. Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). М.: Москов. ин-т МВД РФ, 2006.-С,58
12. Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность / С. Ю. Барсукова // Общественные науки и современность. - 2008. - № 5. - С. 36-47
13. Барциц И. Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство / И. Н. Барциц // Государство и право. - 2009. - № 3 . - С. 12-20
14. Барциц И.Г. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества : (К разработке методики проведения антикоррупционной экспертизы) / И. Н. Барциц // Государство и право. - 2010. - № 9. - С. 16-25
15. Бачило И. Л. Информационная база противодействия человека и общества коррупции / И. Л. Бачило // Государство и право. - 2009. - № 9 . - С. 65-72
16. Бойко , Александр. Все болезни от докторов? : размышления о борьбе с коррупцией / А. Бойко // Наш современник. - 2011. - № 4. - С. 170-183.
17. Болдырев Ю.Ю. Коррупция - системное свойство постсоветского российского капитализма (научно-публицистические заметки) / Ю. Ю. Болдырев // Российский экономический журнал. - 2011. - № 2. - С. 14-34.
18. Буравлев Ю. М. Коррупция в госаппарате. Правовые и организационные проблемы системного противодействия этому злу / Ю. М. Буравлев // Государство и право. - 2008. - № 11 . - С. 98-103
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: "Прогресс", 2006.-С.34
20. Ведерникова О. Н. Антикоррупционная политика России: с чего начать? / О. Н. Ведерникова // Общественные науки и современность. - 2005. - N3. - С. 119-128.
21. Галицкий Е. Коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти (опыт эмпирического анализа) / Е. Галицкий, М. Левин // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 19-33
22. Григорьев Л. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход) / Л. Григорьев, М. Овчинников // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С. 44-60
23. ГуриевС. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? / С. Гуриев // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 11-18
24. Дегтярев А. Институциональный анализ деловой коррупции в России / А. Дегтярев // Вопросы экономики. - 2005. - N10. - С. 103-118.
25. Дегтярев А. Коррупционная основа административных барьеров / А. Дегтярев, Р. Маликов // Вопросы экономики. - 2003. - № 11. - С. 78-87.
26. Дегтярев А.Н. Деловая коррупция в России / А.Н. Дегтярев, Р.И. Маликов // ЭКО. - 2004. - N7. - С. 38-47.
27. Долгова А. И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. В кн.: Коррупция и борьба с ней. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2010-С.17
28. Епифанова Н. Исследования коррупции на основе методов экономической теории / Н. Епифанова // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 33-44
29. Клейнер В. Антикоррупционная стратегия бизнеса в России / В. Клейнер // Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - С. 32-46
30. Костенников М. В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации / М. В. Костенников, А. В. Куракин // Государство и право. - 2009. - № 12. - С. 15-24.
31. Куликов, Всеволод. О "болевых точках" социально-экономического развития России / В. Куликов // Российский экономический журнал. - 2009. - № 1/2. - С. 3-16
32. Куракин А. В. Международно-правовые и европейские стандарты административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации / А. В. Куракин // Государство и право. - 2007. - № 10. - С. 13-21.
33. Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел / А. В. Куракин // Государство и право. - 2008. - № 5. - С. 39-48
34. Куракин А.В. Вопросы использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в правовом регулировании государственно-служебных отношений / А.В. Куракин // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 35-47.
35. Лазарев Е. А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций / Е. А. Лазарев // Полис (Политические исследования). - 2010. - № 2. - С. 106-121
36. Лунеев В. В. Коррупция в России / В. В. Лунеев // Государство и право. - 2007. - № 11. - С. 20-27
37. Макиавелли Никколо. История Флоренции. – М., 2010-С,9
38. Маркеева А. В. Проблемы становления и перспективы развития российского рынка государственных заказов / А. В. Маркеева // Социально-гуманитарные знания : научно-образовательное издание. - 2010. - № 6. - С. 167-180.
39. Нисневич, Юрий Анатольевич. Гражданский контроль как механизм противодействия коррупции: проблемы реализации в России / Ю. А. Нисневич // Полис (Политические исследования). - 2011. - № 1. - С. 165-176
40. Охотский Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е. В. Охотский // Социологические исследования (Социс) = Социологичесские исследования. - 2009. - № 9. - С. 25-33
41. Подкупающая откровенность: социологи выяснили, что думают российские граждане о причинах коррупции и способах борьбы с ней // Российская газета. – 2008. – 6 июня.
42. Попов М. Ю. Генезис коррупции в России / М. Ю. Попов, П. А. Сельцовский // Социально-гуманитарные знания : научно-образовательное издание. - 2010. - № 4. - С. 191-202.
43. Попов, Гавриил. О коррупции в постиндустриальном обществе / Г. Попов // Наука и жизнь. - 2010. - № 3. - С. 43-51
44. Пресняков М. В. Антикоррупционные барьеры на государственной и муниципальной службе: проблемные аспекты нового закона / М. В. Пресняков, С. В. Чаннов // Государство и право. - 2010. - № 3 . - С. 13-22
45. Работяжев Н. В. Социально-политические факторы формирования инвестиционного имиджа России / Н. В. Работяжев // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 3. - С. 57-66
46. Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России / В.Л. Римский // Общественные науки и современность. - 2004. - N6. - С. 68-79.
47. Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию / Г. Сатаров // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 4-10
48. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. 2010. № 6. С. 19.
49. Сидоров А. И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А. И. Сидоров // Социологические исследования (Социс). - 2008. - № 2. - С. 111-116
50. Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства / В. В. Староверов // Социологические исследования (Социс). - 2010. - № 4. - С. 54-65 : табл.
51. Талапина, Эльвира Владимировна. Антикоррупционный информационный стандарт в государственном управлении: подходы к пониманию / Э. В. Талапина // Государство и право. - 2011. - № 3. - С. 5-15.
52. Тен Е. Стратегические аспекты борьбы с коррупцией в контексте современного политического развития Казахстана// Analytic. – 2011.№ 2.
53. Цуриков А. Экономический подход к анализу корыстных преступлений / А. Цуриков, В. Цуриков // Вопросы экономики. - 2007. - № 1. - С. 45-54
54. Швецов Ю. Бюджет как инструмент воспроизводства бюрократии в России / Ю. Швецов // Вопросы экономики. - 2006. - № 5. - С. 87-98
55. Шинкевич В. Е. К проблеме осмысления коррупции как социального явления / В. Е. Шинкевич // Социально-гуманитарные знания: научно-образовательное издание. - 2010. - № 5. - С. 67-78.
56. Эндерсон Э. Организованная преступность, мафия и правительство // Экономика и организация промышленного производства. 1994. № 3.
57. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества / А. В. Юревич // Социологические исследования (Социс). - 2009. - № 10. - С. 70-79
58. Яковлев А. А. Государственный капитализм, коррупция и эффективность госаппарата / А. А. Яковлев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 4. - С. 18-25.
59. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации / Е. Ясин // Вопросы экономики. - 2006. - № 4 . - С. 4-30
60. Bardhan P. Corruption and development // Journal of Economic Literature. - 2007. - Vol. 25. - P. 1320.
61. Kaufmann D. Research on corruption: critical empirical issues // Economics of corruption / ed. Jain A. K. — Mass.: Kluwer. — 2008. — P. 129.
62. Konanykhine A., Gratcheva E. Mafiocracy in Russia // http://www.konanykhine.com/mafiocracy.htm.
63. Lederman D, Loayza N. V., Soares R. R. Accountability and corruption: political institutions matter // Economics & Politics. — 2005. — Vol. 17, No. 1. — P. 1.
64. Shleifer, A., Vishny, R. Corruption // Quarterly Journal of Economics. — 2006. — Vol. 108, No. 3. — P. 599.
65. Tanzi, V. Corruption, Governmental Activities and Markets // IMF Working Paper 94/99. - International Monetary Fund, Washington, DC. -2009
66. Weyland K. The politics of corruption in Latin America // Journal of Democracy. — 2008. — Vol. 9, No. 2. — P. 108.