Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мировой рынок СПГ: тенденции и перспективы развития
Введение
В настоящее время на мировом рынке энергоресурсов заметно повысилась роль природного газа. Доля природного газа в мировом балансе первичных энергоресурсов составляет 24%, и спрос на него растет как на экономичный и экологический источник энергии. Особую важность он приобрел и из-за обостряющейся проблемы изменения климата. Все более значимым сегментом рынка природного газа становится сжиженный природный газ (СПГ).
Основными участниками рынка СПГ являются транснациональные корпорации (ТНК). Для многих нефтегазовых ТНК газовый бизнес стал одним из ключевых направлений деятельности, при этом растущее значение имеет развитие индустрии сжиженного природного газа.
Повышение роли сжиженного газа в деятельности ТНК обусловлено стремлением компаний-импортеров к диверсификации поставок газа и ориентацией компаний-производителей на расширение рынков сбыта. Важными факторами развития торговли СПГ являются гибкость транспортировки по сравнению с сетевым газом, которая ведет к снижению взаимной зависимости поставщиков и потребителей от транзитных стран, и меньшая подверженность политическим рискам по сравнению с поставками по газопроводам, в особенности, проходящими через несколько стран.
Развитию деятельности ТНК на рынке СПГ способствуют значительный прогресс, достигнутый в сфере создания технологий, снижение удельной стоимости реализации проектов, а также экологические свойства этого энергоресурса.
Одной из важнейших задач российских газовых компаний, прежде всего ОАО «Газпром», является обеспечение роста их конкурентоспособности на мировом рынке природного газа, что важно не только для повышения эффективности деятельности компаний, но и для развития экономики России в целом. Россия занимает первое место в мире по запасам природного газа и является крупнейшим экспортером этого энергоресурса в страны ЕС и СНГ, а также страны АТР. Газовая отрасль обеспечивает 20-25% налоговых поступлений в бюджет, поэтому эффективное функционирование газовых компаний является залогом благополучия страны.
В настоящее время основным экспортным рынком российской газовой ТНК ОАО «Газпром» в дальнем зарубежье является Европа, что во многом обусловлено наличием соответствующей инфраструктуры – системы экспортных газопроводов. Первоочередными задачами компании выступают не только сохранение позиций на европейском рынке природного газа, но также и выход на другие рынки, включая и те, которые в ближайшее десятилетие не будут связаны с Россией системой магистральных газопроводов. Зависимость российского экспорта природного газа от европейского рынка представляется уязвимой с точки зрения экономической безопасности страны, особенно учитывая стремление европейских стран к диверсификации источников импорта энергоносителей.
В этой связи дальнейшая экспансия российских нефтегазовых компаний на мировой рынок СПГ позволит диверсифицировать портфель продукции, расширить круг потребителей, а также даст возможность предоставления более гибких и разнообразных условий поставок и повышенных гарантий надежности газоснабжения.
В настоящее время на рынке СПГ усиливается конкуренция между ТНК. В последние годы благоприятная конъюнктура на рынке привлекла множество новых участников. В глобальную торговлю постепенно вовлекается группа компаний из новых газодобывающих стран. Прогнозируемое продолжение роста спроса на СПГ стимулирует новые компании включаться в международный газовый бизнес. Увеличение числа игроков ведет к переделу сфер влияния. Это касается обеспечения доступа к месторождениям и транспортировке энергоресурсов, расширения старых и освоения новых рынков сбыта.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса обостряется межфирменная конкуренция, борьба компаний за рынки сбыта, что определяет важность и своевременность темы исследования.
На фоне все более активного участия крупных международных компаний в мировой торговле СПГ российские компании пока мало представлены на этом весьма перспективном рынке. Учитывая этот факт, наиболее актуальным представляется изучение деятельности других участников рынка, которые уже имеют богатый многолетний опыт в этой сфере, как в области производственного процесса и транспортировки СПГ, так и с точки зрения особенностей маркетинга этого продукта. Исследование деятельности ведущих нефтегазовых ТНК мира актуально и с точки зрения определения перспектив развития российской экономики, а также конкурентных позиций российских компаний на глобальных рынках сжиженного природного газа.
Цель исследования состоит в выявлении тенденций развития и перспектив мирового рынка СПГ.
Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотреть эволюцию и общие характеристики развития мирового рынка сжиженного природного газа;
• исследовать масштабы и факторы роста потребления и производствам СПГ в мировой экономике;
• выявить особенности конкуренции между нефтегазовыми ТНК на мировом рынке СПГ;
• проанализировать факторы, стратегии и инструменты повышения конкурентоспособности нефтегазовых ТНК на мировом рынке СПГ;
• исследовать особенности международных конкурентных преимуществ российских нефтегазовых компаний на мировом рынке СПГ, изучить важнейшие конкурентные стратегии и инструменты их реализации, выявить проблемы и перспективы развития деятельности компаний.
Объектом исследования выступают нефтегазовые транснациональные корпорации на мировом рынке сжиженного природного газа.
Предметом исследования являются особенности деятельности ведущих нефтегазовых ТНК на мировом рынке СПГ в современных условиях.
Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные исследования современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам энергетики.
Самые существенные по своим масштабам мощности по сжижению СПГ со¬средоточены в азиатском регионе. Однако, общеизвестно, что крупнейших запасов природного газа в этом регионе не наблюдается. Данный факт свидетельствует, что потребности стран Азии, в частности, японской экономики, привели к неравномерно¬му развитию рынка СПГ. Одновременно такая неравномерность постепенно сглажи¬вается, поскольку мы видим, что ряд развивающихся стран Африки, Ближнего Восто¬ка и Латинской Америки, обладающих крупными запасами природного газа, посте¬пенно наращивают мощности по производству и СПГ.
Имеющийся потенциал современного мирового экспорта сжиженного природ¬ного газа отражается в перспективных для реализации проектов по строительству новых производственных мощностей.
Заключение
Современная мировая экономика харак¬теризуется высоким уровнем глобализации, а также ростом взаимозависимости от¬дельных ее субъектов и отраслей. При этом наиболее существенное влияние глоба¬лизация оказывает на развитие мирового топливно-энергетического комплекса, ко¬торый, все более становясь глобальной системой, определяет не только развитие экономик отдельных государств и регионов, но и является ареной столкновения раз политических и экономических интересов. Сегодня мировая энергетика – глав рычаг в решении задач национального экономического роста. Одновременно обостряется конкуренция за рынки сбыта между странами-производителями углеводородов, появляются новые источники энергии, проекты поставщики и новые рынки.
В конце XX – начале XXI в. на мировом рынке энергоносителей существенно возросла повысилась роль природного газа, которая по состоянию на 2011 г. составляет в мировом энергобалансе 24%, и продолжает расти в силу экологичности и экономичности использования природного газа.. Одним из быстрорастущих секторов современной мировой энергетики является сжиженный природный газ (СПГ). В современных условиях наблюдается расширение участников международной торговли СПГ, увеличение его доли в энергетическом балансе многих развитых стран, рост мощностей по сжижению, регазификации и транспортной инфраструктуры экспорта СПГ. Сегодня для всех без исключения нефтегазовых транснациональных корпора¬ций (ТНК) имеет важное значение развитие сектора производства СПГ. Это связано со стремлением корпораций к диверсификации поставок газа и освоению новых рынков сбыта в условиях острой конкуренции. В свою очередь, международная тор¬говля СПГ развивается более динамично также в силу необходимости снижения за¬висимости от стран - транзитеров природного газа по магистральным трубопроводам.
Интеграция России в современное мировое хозяйство открывает для нее новые возможности и одновременно ставит новые проблемы, решить которые невозможного без передового опыта зарубежных государств. Россия, обладая свыше 25% доказанных мировых запасов газа, также столкнулась с необходимостью развития производства и экспорта СПГ.
Доля экспорта природного газа в общем объеме отечественного экспорта составляет порядка 15%, вклад крупнейшей газовой компании России «Газпром» в формирование отечественного ВВП – 10%, в формировании доходов государственного бюджета страны – 25%. Именно поэтому развитие газовой отрасли, в том числе выбор наиболее оптимальных и эффективных направлений экспорта природного га¬за, напрямую связано с развитием российской экономики в целом.
До недавнего времени в России не было собственных мощностей по производству СПГ. В этой связи объективно необходимо привлечение зарубежного опыта использования иностранных инвестиций в развитии российского рынка СПГ.
В начале текущего столетия Европейский Союз (ЕС) является основным экспортным рынком для газовой отрасли России, что связано с развитой инфраструктурой экспорта в виде газопроводов в указанный регион. Вместе с тем, перед россий¬скими экспортерами природного газа в ближайшие годы стоит задача выхода также на рынки, не связанные с нашей страной газопроводами. Это особенно важно в условиях стремления стран ЕС диверсифицировать импортные поставки газа. Поэтому интеграция российских газовых компаний в мировой рынок СПГ позволить расширить круг потребителей, а также предоставит возможность предоставления повы¬шенных гарантий надежности газоснабжения. Учитывая высокую зависимость экономики России от экспорта природного газа, актуальной представляется своевременная разработка научных проблем, связанных с использованием зарубежного опыта развития отрасли по производству и экспорту СПГ в российских условиях.
Список литературы
1. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: учебное пособие.- М.:Издательство ПРИОР, 2010
2. Васильев С.В. Стратегический менеджмент. - Учебник, 2009
3. Веснин В.Р.Стратегическое управление. Учебное пособие. - СПБ-Питер, 2009
4. Динамика развития нефтесервисного рынка в России, Интегра.
5. Дэвид А. Аакер. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. - М.:ЭКСМО, 2007.
6. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для студентов. - М, 2010
7. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – 2008
8. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Кол. авторов. - С. -Петерб. ун-та. Высшая школа, 2008
9. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экономистъ, 2010
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: ИД Вильямс, 2008.
11. Левин Б., Кащавцев В. Потерянный рынок // Нефть России. 2005. № 11. С. 31 – 32.
12. Мамаева Л.Н., Чувакова С.Г. Удержание потребителя в условиях экономического кризиса: Практическое пособие. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2010.
13. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник , 3-е издание / Под ред. Данченок Л.А. - М.: MARKET DS, 2008.
14. Маркетинг: Учебник / Под редакцией проф. Парамоновой Т.Н. - М.: Кнорус, 2010.
15. Морские платформы растут как грибы // Oil and Gas Journal Russia. 2011. № 6.
16. Нефтегазовое машиностроение. 2008. № 6. С. 30.
17. Нефтегазовые технологии. 2008. № 8. С. 62; «World Oil», 2008, # 7, p. 34.
18. Нефть и капитал. 2008. № 36 (148). С. 40 – 44.
19. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании, или маркетинговые методы конкурентной борьбы. 2-е издание. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2010.
20. Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учеб. пособие. -М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2009
21. Основы стратегического управления. Кол. авторов. Ростов-на-Дону. - 2009
22. Поченцов Г.Г. Стратегия: стратегия по управлению будущим. - М. СмартБук, 2009
23. Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации, 2-е издание. - М.: ЭКСМО, 2008
24. Секстон Дон. Брендинг 101. Как создать самый ценный актив компании. - Минск: Попурри, 2010
25. Семенов В. Неиспользованные возможности // Нефть России, специальный выпуск «Нефтяной сервис-2011». С. 10 – 12
26. Соловьев Б. А. Маркетинг: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2009
27. Соловьев Б. А., Мешков А. А., Мусатов Б. В. Маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010
28. Стратегический менеджмент стратегической организации. Учебное пособие. - М. ГУУ, 2009
29. Туровский А.А. Стратегическое управление. Учебник. - М, - 2008
30. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007
31. «Oil and Gas Journal», April 27, 2009, pp.37 – 38.
32. «Oil and Gas Journal», December 17, 2001; «Oil and Gas Journal», May 18, 2009, p. 64.
33. «The Russian Onshore Oilfield Services Market Report 2010 – 2014», Douglas-Westwood, 2010.
34. B. Levin, V. Kaschavtsev.Lost market // Oil of Russia. 2005. No. 11.P. 31 – 32.
35. Dynamics of Oil Filed Service Market Development in Russia, Integra.
36. Halliburton.com. Сайт корпорации.
37. M. Rach. Industry invests record sums in rigs, drilling campaigns, «Oil and Gas Journal», 2008, June 9, pp. 70 – 72; «Oil and Gas Journal», 2008, January 19, p. 35; April 27, 2009, p. 27.
38. M. Radler. Capital budgets grow in US, «Oil and Gas Journal», 2008, April 28, p. 20; «Oil and Gas Journal», 2008, July 14, pp. 36 – 38; Capital Investments in Oil Industry of Different Countries as of 2008, // Oil Industry. 2008, No. 7.P. 140.
39. M. Radler. Economic slamp to chill capital spending in 2009, «Oil and Gas Journal», April 27, 2009, pp. 26 – 29; «Oil and Gas Journal», January 19, 2009, pp. 6,35.
40. Offshore Rigs Springing Up Like Mushrooms // Oil and Gas Journal Russia. 2011. No. 6.
41. Oil and Capital. 2008. No. 36 (148).P. 40 – 44.
42. Oil and Gas Machine Building Industry. 2008. No. 6.P. 30.
43. Oil and Gas Technologies. 2008. No. 8.P. 62; «World Oil», 2008, # 7, p. 34.
44. Schlumberger will capture the entire world. The Stealth Oil Giant.Business Week Russia. 2008, January 14, p. 13.
45. Schlumberger захватит мир. Гигант-невидимка. Business Week Russia. 2008, January 14, p. 13.
46. The New York Times, Monday, September 22, 2008; I.Galadzy, Stability is Above All // Oil of Russia. 2005. No. 11.P .86; businesswire.msn.com; www.OilandGasEurasia.com article 754.
47. The Original E&P Spending Survey Analysis of Worldwide E&P Expenditures, «Barclays Capital, Energy and Power Sector», 2010, December 15.
48. V. Semenov. Open opportunities // “Oilfield Service-2011” special issue of “Oil of Russia”. С. 10 – 12.
49. World Energy Outlook 2007, International Energy Agency, Fact sheet – oil.
50. World Oil Outlook 2008, OPEC, 2008, pp. 41 – 42, 91; «Oil and Gas Journal», 2008, July 14, p. 40; «Petrole et Gaz internationals», 2008, # 1795, juillet-aout, p. 13; Деловая неделя, 2007, 26 декабря.