Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности таможенного контроля при перемещении физическими и юридическими лицами товаров имеющих статус культурно-художественных ценностей (+ пакет для защиты)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы.
Одной из насущных в современном мире проблем является проблема глобализации. Вместе с явными преимуществами процесса глобализации, нельзя забывать и об опасностях, которые он в себе содержит, в связи с чем, среди угроз этого процесса особо выделяют угрозы национальным культурам, опасность которых, на наш взгляд, в российском обществе до недавнего времени недооценивалась.
Культура должна рассматриваться как важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период, поскольку ее потеря равносильна гибели и полному разрушению. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны в период глобализации, а среди главных угроз национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на ее объекты .
Фундаментальным началом, стержнем всякой культуры являются культурные ценности, значение которых поистине жизненно важно. Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом. Культурное богатство нашей страны является стратегическим ресурсом, которое необходимо сохранить и преумножить в условиях глобальной конкуренции. Это тем более актуально, учитывая многонациональность народа России, и сосуществование на ее территории на протяжении веков представителей различных конфессий.
Сохранение, использование и преумножение культурных богатств немыслимы без надлежащего правового регулирования, и, в частности, без его уголовно-правовой составляющей: во все времена и во всех странах эти ценности подвергались преступным посягательствам, в том числе во время войн и вооруженных конфликтов. Как международное, так и национальное право располагают возможностями правовой защиты культурных ценностей, тем более, что задача охраны ценностей от преступлений уже давно стала транснациональной.
Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.
В начале девяностых годов в России наметилась стабильная тенденция к утрате культурных ценностей. Из-за повышенной потребительской стоимости, неподверженной инфляции, они стали наиболее выгодным средством вложения капитала. В короткие сроки получил широкий размах и приобрел устойчивые формы нелегальный бизнес, связанный с ними, и особенно – с их перепродажей за границу. Незаконный оборот культурных ценностей по масштабам встал практически на один уровень с теневым оборотом оружия и наркотиков. Достаточно сказать, что сумма прибылей, извлекаемых преступным миром от их продажи, исчисляется несколькими миллиардами долларов в год. В результате стремительного роста преступной деятельности значительная часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу. По оценкам экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений искусства допетровской Руси.
Данная работа посвящена исследованию правового регулирования деятельности таможенных органов, в пределах их компетенции, по охране и защите культурных ценностей, выступающих не только составной частью культурного наследия в Российской Федерации, но и обладающих международно-правовым статусом.
Объекты культурно-исторического наследия обладают уникальным свойством – формировать основы культурной жизни народов, сохранять культурную идентичность России. Активный обмен культурными ценностями, в рамках закона и в соответствии с принципами национальной безопасности, способствует росту взаимного уважения и понимания между странами. И в связи с этим особо остро встает вопрос о создании эффективной системы защиты культурного наследия на общемировом уровне и на уровне конкретного государства; он приобретает особую значимость в связи с возросшей частотой перемещений имеющих историческую ценность произведений искусства через границу как частными владельцами, так и различными юридическими лицами, что обусловлено проведением многочисленных выставок и других просветительских мероприятий, широко развитой международной торговлей антиквариатом и по целому ряду других причин.
Культурные ценности, являющиеся предметом деятельности таможенных органов, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений и др.
В результате оценки ситуации противодействия указанным деяниям приходится констатировать, что таможенные органы являются последним рубежом, способным предотвратить незаконное перемещение рассматриваемых предметов. В этой связи необходимо изыскать пути и средства повышения эффективности деятельности указанных органов, в том числе - с позиции правового обеспечения. Усиление борьбы с незаконным перемещением сочетается с современной политикой совершенствования таможенных процедур, требующих обеспечения максимального комфорта участников внешнеэкономической деятельности и частных лиц, прибывающих в Россию или покидающих ее.
Актуальной является и проблема гармонизации международного и национального законодательства в области защиты и охраны культурных ценностей.
Объектом работы являются правовые отношения, возникающие в процессе осуществления охраны и защиты культурных ценностей, являющихся национальным культурным наследием России.
Предмет работы представляет собой деятельность таможенных органов в пределах своей компетенции по реализации правовых режимов, устанавливаемых для обеспечения охраны и защиты культурных ценностей от незаконного перемещения за пределы России.
Целью работы является анализ правового механизма охраны и защиты культурных ценностей России и совершенствование на его основе деятельности таможенных органов в данной сфере.
Для достижения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:
– определение состояния правового обеспечения охраны и защиты культурных ценностей народов России,
– изучение действующего российского законодательства, а также нормативно-правовой базы охраны и защиты культурных ценностей, созданной на международном уровне;
– разработка предложений и рекомендаций по оптимизации правового регулирования, организации и деятельности таможенных органов по защите и охране культурных ценностей.
Применительно к предмету исследования имеются работы ученых и практиков, посвященные противодействию контрабанде культурных ценностей с участием таможенных органов. В эту группу входят: Ю.Е. Аврутин, Ю.С. Адушкин, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, И.А. Галаган, М.С. Гринберг, А.А. Кармолицкий, Л.О. Красавчикова, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, Л.Н. Линник, В.А. Лорий, М.Д. Шаргородский, А.П. Шергин, Б.С. Эбзеев, А.Ю. Якимов, Ц.А. Ямпольская и др.
В их публикациях анализируется связь норм российского законодательства, регулирующих деятельность по сохранению культурного наследия, с нормами международного права, представлен генезис развития материальных норм права, запрещающих незаконные операции с культурными ценностями, затронуты процессуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях и о преступлениях, посягающих на культурные ценности.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы познания.
Практическая значимость заключается в том, что реализация рекомендаций предложенных в дипломной работе могут найти применение в работе таможенных органов по контролю за оборотом культурных ценностей.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом, а это значит, как указывалось ранее, что виновный должен осознавать факт принадлежности предмета контрабанды к культурным ценностям, так как привлечение к уголовной ответственности, того, кто это обстоятельство не осознавал, являлось бы нарушением принципа вины. К сожалению, правоприменительная практика содержит немало таких примеров, когда к уголовной ответственности привлекаются лица, которые не только не осознавали этого факта, но и не рассматривали провозимые предметы как обладающие какой-либо ценностью вообще, либо считавшие их ценными только для своей семьи. Более того, один и тот же суд порою выносил по схожим делам противоположные решения. Анализ правоприменительной практики показал, что в большинстве случаев лица вообще не знали о необходимости соблюдения особых процедур для вывоза тех или иных предметов или о запрете их приобретения и вывоза , которые впоследствии экспертиза относила к культурным ценностям, хотя в момент перемещения через таможенную границу такие предметы вывозящими никак не рассматривались как культурные ценности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате написания работы сделаны следующие выводы.
Эффективность деятельности таможенных органов по охране и защите культурных ценностей в пределах их компетенции непосредственным образом зависит от точности разграничения административно-правовых режимов, устанавливаемых в рассматриваемой сфере.
Между законами и подзаконными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность таможенных органов в рассматриваемой сфере, существуют юридические коллизии, которые не носят непреодолимого характера и могут быть преодолены прежде всего за счет создания единой нормативной базы деятельности всех организаций, прямо или косвенно связанных с охраной и защитой культурных ценностей и устранения избыточной регламентации действий таможенных органов.
Основным принципом административно-правовой охраны и защиты культурных ценностей таможенными органами является оптимальное сочетание соблюдения интересов человека и интересов различных национальных образований как одно из важнейших условий их культурного самоопределения.
Современный организационно-правовой механизм, обеспечивающий соблюдение таможенными органами государственных интересов при охране и защите культурных ценностей, достаточно обеспечен системой позитивных административных институтов и процедур их реализации, поэтому основным направлением повышения эффективности его действия является улучшение профессиональной подготовки сотрудников таможенной службы, в том числе в осуществлении экспертных проверок.
Таможенный режим усиленной защиты, создание которого предусмотрено Протоколом II от 1999 г., полностью обеспечивает реализацию элементов общей и специальной защиты, разделенных Конвенцией 1954 г. и тем самым оптимизирует деятельность таможенных органов, способствует устранению технико-организационных неопределенностей в их действиях в условиях разных правовых режимов.
Эффективность деятельности таможенных органов по противодействию противоправным действиям, связанным с перемещением культурных ценностей через государственную границу, существенным образом зависит от точности перечня условий, способствующих совершению данных правонарушений, а также конкретности критериев дифференциации последних.
Наиболее важными направлениями совершенствования взаимодействия ФТС и Минкультуры России следует считать выработку средств организации и осуществления экспертных оценок предметов контрабанды; уточнение совместных компетенций в противодействии административным правонарушениям в области таможенного дела; унификацию применяемого понятийного аппарата; выработку согласованного принятия актов правоприменения и осуществления иных юридически значимых действий; формирования единого государственного реестра культурных ценностей на основе их паспортизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей // "Бюллетень международных договоров", N 5, 2003.
2. "Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей" (ETS N 119) [рус., англ.] (Заключена в г. Дельфы 23.06.1985) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 148 - 160.
3. "Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" [рус., англ.] (Вместе с "Исполнительным регламентом...", "Протоколом" и Резолюциями I, II, III) (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 282.
4. "Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" (Принята в г. Париже 14.11.1970 на 16-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 506 - 513.
5. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"
6. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей" // "Бюллетень международных договоров", N 5, май, 2008
7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)
9. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)
10. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)
11. Александров А.А. Участие России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко-правовой аспект // Право и управление. XXI век. 2011. N 1. С. 22
12. Бабекин Д.В. Обозначение культурных ценностей отличительным знаком Конвенции 1954 года // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 4. С. 31
13. Власов И.С. Охрана исторических памятников в Германии // Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах. М., 2005. С. 44.
14. Вязовец Р.Н. Использование информационных технологий в борьбе с преступностью/ Р.Н. Вязовец // Труд и социальные отношения. 2010. № 8.- С. 7
15. Иванченко А.Г. Нормативно-правовые основания деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей в России и пути их совершенствования // Вестник Московского университета МВД России. 2010, № 4. С. 161
16. Иванченко А.Г. Правовые основания деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей // Актуальные вопросы теории и практики совершенствования деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов, докторантов и соискателей. 2010г. М.: Московский университет МВД России, 2010 С. 373
17. Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / под науч. ред. А.В. Наумова. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 352 с.
18. Русанов Г.А. К вопросу о международно-правовой защите культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. 2009. N 3. С. 30