Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей вывоза с таможенной территории ТС и ввоза на таможенную территорию ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов(+ пакет для защиты)
ВВЕДЕНИЕ
Одной из насущных в современном мире проблем является проблема глобализации. Вместе с явными преимуществами процесса глобализации, нельзя забывать и об опасностях, которые он в себе содержит, в связи с чем, среди угроз этого процесса особо выделяют угрозы национальным культурам, опасность которых, на наш взгляд, в российском обществе до недавнего времени недооценивалась.
Культура должна рассматриваться как важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период, поскольку ее потеря равносильна гибели и полному разрушению. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. культура названа в числе стратегических приоритетов устойчивого развития страны в период глобализации, а среди главных угроз национальной безопасности в сфере культуры названы противоправные посягательства на ее объекты .
Фундаментальным началом, стержнем всякой культуры являются культурные ценности, значение которых поистине жизненно важно. Задача защиты культурных ценностей России на сегодняшний день представляется стратегически необходимой в контексте обеспечения национальной безопасности страны в целом. Культурное богатство нашей страны является стратегическим ресурсом, которое необходимо сохранить и преумножить в условиях глобальной конкуренции. Это тем более актуально, учитывая многонациональность народа России, и сосуществование на ее территории на протяжении веков представителей различных конфессий.
Сохранение, использование и преумножение культурных богатств немыслимы без надлежащего правового регулирования, и, в частности, без его уголовно-правовой составляющей: во все времена и во всех странах эти ценности подвергались преступным посягательствам, в том числе во время войн и вооруженных конфликтов. Как международное, так и национальное право располагают возможностями правовой защиты культурных ценностей, тем более, что задача охраны ценностей от преступлений уже давно стала транснациональной.
Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.
В начале девяностых годов в России наметилась стабильная тенденция к утрате культурных ценностей. Из-за повышенной потребительской стоимости, неподверженной инфляции, они стали наиболее выгодным средством вложения капитала. В короткие сроки получил широкий размах и приобрел устойчивые формы нелегальный бизнес, связанный с ними, и особенно – с их перепродажей за границу. Незаконный оборот культурных ценностей по масштабам встал практически на один уровень с теневым оборотом оружия и наркотиков. Достаточно сказать, что сумма прибылей, извлекаемых преступным миром от их продажи, исчисляется несколькими миллиардами долларов в год. В результате стремительного роста преступной деятельности значительная часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу. По оценкам экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений искусства допетровской Руси.
Данная работа посвящена исследованию правового регулирования деятельности таможенных органов, в пределах их компетенции, по охране и защите культурных ценностей, выступающих не только составной частью культурного наследия в Российской Федерации, но и обладающих международно-правовым статусом.
Объекты культурно-исторического наследия обладают уникальным свойством – формировать основы культурной жизни народов, сохранять культурную идентичность России. Активный обмен культурными ценностями, в рамках закона и в соответствии с принципами национальной безопасности, способствует росту взаимного уважения и понимания между странами. И в связи с этим особо остро встает вопрос о создании эффективной системы защиты культурного наследия на общемировом уровне и на уровне конкретного государства; он приобретает особую значимость в связи с возросшей частотой перемещений имеющих историческую ценность произведений искусства через границу как частными владельцами, так и различными юридическими лицами, что обусловлено проведением многочисленных выставок и других просветительских мероприятий, широко развитой международной торговлей антиквариатом и по целому ряду других причин.
Культурные ценности, являющиеся предметом деятельности таможенных органов, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, редких видов животных и растений и др.
В результате оценки ситуации противодействия указанным деяниям приходится констатировать, что таможенные органы являются последним рубежом, способным предотвратить незаконное перемещение рассматриваемых предметов. В этой связи необходимо изыскать пути и средства повышения эффективности деятельности указанных органов, в том числе - с позиции правового обеспечения. Усиление борьбы с незаконным перемещением сочетается с современной политикой совершенствования таможенных процедур, требующих обеспечения максимального комфорта участников внешнеэкономической деятельности и частных лиц, прибывающих в Россию или покидающих ее.
Актуальной является и проблема гармонизации международного и национального законодательства в области защиты и охраны культурных ценностей.
Объектом работы является перемещение культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов через таможенную границу ТС.
Предмет работы представляет собой порядок таможенного контроля при перемещении культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Целью работы является исследование порядка и особенностей вывоза и ввоза в ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Для достижения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:
- анализ понятия и видов культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов;
- характеристика нормативной базы в данной сфере;
- выявление особенностей перемещения культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов;
- анализ динамики перемещения культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов;
- анализ правонарушений в области перемещения культурных ценностей; - анализ проблем в области перемещения через таможенную границу ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов;
- разработка направлений совершенствования таможенного контроля за перемещением культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам особенностей вывоза и ввоза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В 1 главе работы исследованы теоретические основы организации вывоза и ввоза в ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Во 2 главе работы проведен анализ количественных данных о динамике перемещения и анализ правонарушений, допускаемых при перемещении культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
В 3 главе работы исследованы сложности и перспективы организации работы таможенных органов по контролю за вывозом и ввозом в ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов.
Объективная сторона нарушения таможенных правил, квалифицируемого по ст.16.2 КоАП РФ, состоит в том, что субъект не декларирует товары, подлежащие декларированию. Культурные ценности включены в перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию. К примеру, гражданин Литвы не задекларировал 4 предмета мебели, которые на основании заключения экспертизы были признаны культурными ценностями. Среди указанных предметов: часы настольные на ножках с резными ручками, фигурка человека, инкрустированная металлом желтого цвета, вешалка для одежды, с подставкой для обуви, выполненная из дерева темного цвета, металлическая подставка под цветы.
В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат культурные ценности, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В результате в отношении гражданина Литвы возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП.
Так, сотрудники Тульской таможни возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ по факту недекларирования ввозимых культурных ценностей.
В железнодорожном контейнере с домашними вещами жительницы Тульской области Н., прибывшей на постоянное место жительства в Россию из Республики Узбекистан, сотрудники Новомосковского таможенного поста обнаружили две иконы: «Господь Вседержитель», датируемая началом ХХ века, и «Святой Николай Чудотворец» конца ХIХ – начала ХХ века. Согласно заключению эксперта, они являются культурными ценностями. Владелица багажа не указала их в пассажирской таможенной декларации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Важнейшая составляющая в понятии «национальное достояние» - это культурное и историческое наследие. Без памяти о прошлом невозможно осознать настоящее и смотреть в будущее. Предметы старины и искусства – в самых разнообразных проявлениях и формах – это часть нашей отечественной истории и культуры, и они также требует сохранения и бережного отношения. Нельзя забывать, что они - потенциально или реально - могут являться товаром, и, соответственно, иметь своего потребителя, быть объектом торговли (в том числе международной) и перевозиться из страны в страну. И как любой другой товар, перемещаемый через границу, в этом случае они подлежат контролю со стороны таможенных органов.
Среди того, что закон относит к культурным ценностям, могут быть различные предметы, связанные с историческими событиями в жизни общества, с историей науки и техники, имеющие отношение к жизни и деятельности выдающихся личностей. Кроме того, в эту категорию входят предметы (и их фрагменты), обнаруженные в результате археологических раскопок. Это также художественные ценности – произведения различных жанров изобразительного искусства, художественно оформленные предметы культового назначения (например, иконы), изделия традиционных народных художественных промыслов, составные части и фрагменты различных памятников, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный) старинные печатные издания, редкие рукописи, всевозможные архивы, уникальные и редкие музыкальные инструменты и т.п. Особое место в числе культурных ценностей занимают различные коллекционные материалы, в том числе филателистические и нумизматические, а также ордена, медали, печати и т.п., редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для науки. Во всех этих случаях речь идет о подлинниках. Но культурными ценностями могут считаться также и копии, имеющие историческое, художественное, научное и т.п. значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Наиболее часто культурные ценности перемещаются физическими лицами для целей, не связанных с реализацией или незаконным вывозом. Среди участников перемещения выделяются продавцы, скупщики и переправщики товаров, действующие на территории России. Иногда ими являются реставраторы музеев, библиотек, церквей и оценщики предметов старины. Нередко в качестве курьеров используются иностранцы - сотрудники дипломатических представительств, обладающие дипломатическим иммунитетом. В соответствии со ст. 22 закона РФ “О вывозе и ввозе культурных ценностей” порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу распространяется на лиц, обладающих дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Их личный багаж подвергается таможенному досмотру. Получателями неправомерно перемещенных культурных ценностей и архивных документов выступают, в основном, лица, выехавшие из России на постоянное место жительства за границу, зачастую они сохраняют российское гражданство. Обычно они же занимаются реализацией незаконно вывезенных из России ценностей через открытые для этих целей магазины, лавки.
В рамках культурного сотрудничества в страну могут ввозиться различные предметы старины и искусства, являющиеся собственностью иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц. Все они в этом случае находятся под охраной нашего государства, и на них распространяется действие законодательства о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации. Предоставление государственных гарантий охраны названных ценностей осуществляется в каждом отдельном случае в соответствии с международными договорами или постановлениями Правительства России на условиях соблюдения принципа взаимности.
При перемещении культурных ценностей за пределы Российской Федерации – независимо от цели его – необходимо предоставление на таможне свидетельства на право вывоза в двух экземплярах. Такой документ выдается Министерство культуры или его территориальными органами. К свидетельству строго определенной формы, заверенному соответствующей печатью, прилагаются списки и фотографии разрешенных к вывозу предметов, также заверенные подписью должностного лица, выдавшего свидетельство. При выдаче свидетельства обязательно проводится экспертиза предполагаемых к вывозу культурных ценностей. В том случае, если вывозимое не попадает под действие Закона, выдается справка о том, что предметы на государственном учете не состоят, и свидетельства для их вывоза не требуется.
Следует отметить, что есть определенные категории предметов культуры, которые не подлежат вывозу с территории Российской Федерации. Это – особо ценные объекты культурного наследия народов России, независимо от времени их создания, а также те из них, что охраняются государством и внесены в охранные списки и реестры, в порядке, установленном законодательством РФ. К этой же группе относятся культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, хранилищах (по решению уполномоченных государственных органов это правило может распространяться и на иные музеи, архивы и библиотеки). Также не подлежат вывозу из страны предметы культуры, созданные более 100 лет назад (если иное не предусмотрено законом).
К принципам таможенного контроля за перемещением через таможенную границу культурных ценностей относятся: законность, демократизм, недопустимость причинения неправомерного вреда, выборочность, координация и взаимодействие. Учитывая особое положение исследуемого предмета таможенного правоотношения, отметим целесообразность выделения в системе таможенных органов специализированных таможен, занимающихся вопросами перемещения через границу культурных ценностей.
Основным принципом административно-правовой охраны и защиты культурных ценностей таможенными органами является оптимальное сочетание соблюдения интересов человека и интересов различных национальных образований как одно из важнейших условий их культурного самоопределения.
Современный организационно-правовой механизм, обеспечивающий соблюдение таможенными органами государственных интересов при охране и защите культурных ценностей, достаточно обеспечен системой позитивных административных институтов и процедур их реализации, поэтому основным направлением повышения эффективности его действия является улучшение профессиональной подготовки сотрудников таможенной службы, в том числе в осуществлении экспертных проверок.
Говоря о правонарушениях и преступлениях в сфере незаконного перемещения культурных ценностей, следует отметить, что УК России дополнен статьей 226.1. устанавливающей уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.
При этом, в отличие от положений части 2 статьи 188 УК России, уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей предусмотрена лишь в случаях, когда незаконное перемещение было осуществлено в крупном размере, то есть стоимость этих товаров, ресурсов и культурных ценностей превысила один миллион рублей.
К проблемам таможенного контроля за перемещением культурных ценностей относятся проблема идентификации культурных ценностей, необходимость повышения образовательного уровня сотрудник5ов таможенных органов, точность соотношения самих культурных ценностей и соответствующих им разрешительных документов.
Одним из первых шагов должно стать создание специализированных таможенных постов, которые предполагают наличие в штате искусствоведов, контролеров, специалистов.
Наиболее важными направлениями совершенствования взаимодействия ФТС и Минкультуры России следует считать выработку средств организации и осуществления экспертных оценок предметов контрабанды; уточнение совместных компетенций в противодействии административным правонарушениям в области таможенного дела; унификацию применяемого понятийного аппарата; выработку согласованного принятия актов правоприменения и осуществления иных юридически значимых действий; формирования единого государственного реестра культурных ценностей на основе их паспортизации.
Следует признать, что осуществление таможенными органами мероприятий по более широкому информированию граждан об особенностях ввоза-вывоза культурных ценностей будет, несомненно, способствовать формированию баланса частных и публичных интересов в данной области. Возможным представляется использование средств официальных сайтов таможенных органов всех уровней, размещение материалов в периодической печати, на радио и телевидении.
Недостаточная эффективность предпринимаемых таможенными органами усилий по незаконным перемещением культурных ценностей обусловлена тем обстоятельством, что эта работа ведется различными ведомствами. Функциональная несбалансированность органов публичной власти дестабилизирует систему государственного управления.
Наличие внутренних (ведомственных) закрытых учетов, отсутствие должного взаимодействия и координации приводят к параллелизму в работе, накладкам и снижают результативность их деятельности.
Более тесному сотрудничеству таможенных органов стран -участниц СНГ в деле пресечения незаконного вывоза культурных ценностей будет способствовать взаимный обмен информацией о фактах хищения из архивных фондов, музеев и частных коллекций. В связи с этим целесообразно создание единой базы данных о похищенных ценностях, а также задержанных и изъятых при незаконном перемещении через таможенные границы. Целью издания такого рода каталога будет выступать призыв к международному сотрудничеству, взаимопониманию при решении сложных международных проблем в данной отрасли в духе ЮНЕСКО и других международных организаций.
В процессе таможенного досмотра нередко возникают ситуации, когда за пределы страны раритеты вывозятся под видом предметов, не имеющих исторической и культурной ценности. Причиной такого вывоза является отсутствие в практике единой системы маркировки движимых предметов культуры специальными средствами (нанесение скрытых сигнатур), позволяющих их идентифицировать. Кроме того, не разработан единый сертификационный документ на культурные ценности (с учетом имеющегося международного опыта), который бы явился свидетельством о праве собственности на предмет, его стоимости и удостоверял законность намерения владельца на перемещение предмета за пределы РФ и ТС. Более широкое использование технических средств таможенного контроля позволило бы обеспечить эффективное выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства, способствовало бы установлению факта идентичности объектов, перемещаемых через таможенную границу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей // "Бюллетень международных договоров", N 5, 2003.
2 "Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей" (ETS N 119) [рус., англ.] (Заключена в г. Дельфы 23.06.1985) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.- М.: СПАРК, 1998. С. 148 - 160.
3 "Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" [рус., англ.] (Вместе с "Исполнительным регламентом...", "Протоколом" и Резолюциями I, II, III) (Заключена в г. Гааге 14.05.1954) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 282.
4 "Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" (Принята в г. Париже 14.11.1970 на 16-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 506 - 513.
5 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"
6 Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей" // "Экономика и жизнь", N 21, 1994
7 Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей" // "Бюллетень международных договоров", N 5, май, 2008
8 "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
9 Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
10 Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // Консультант Плюс.
11 Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003 (ред. от 18.04.2012) "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" // "Таможенные ведомости", N 11, ноябрь, 2007
12 Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 06.12.2011) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // "Российская газета", N 92, 15.05.1993
13 "Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132) (ред. от 25.01.2012) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/,
14 Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 N 301 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в целях их экспонирования" // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, N 21, ст. 2021
15 Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 (ред. от 21.07.2009) "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" // "Российская газета", N 91-92, 16.05.2001.
16 Уголовное дело № 1-35/2007 // Архив Володарского районного суда г. Брянска.;
17 Уголовное дело № 1-6/2005 // Архив Володарского районного суда г. Брянска.
18 Уголовное дело №1-107/07 // Архив Рамонского районного суда Воронежской области
19 Александров А.А. Участие России в международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко-правовой аспект // Право и управление. XXI век. 2011. N 1. С. 22
20 Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза (поглавный). Москва: Проспект, 2011. 448 с.
21 Бабекин Д.В. Обозначение культурных ценностей отличительным знаком Конвенции 1954 года // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 4. С. 31
22 Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.
23 Богданов Д.И. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанде: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 19.
24 Булатов, А.К. Таможенные органы Российской Федерации: административно-правовой статус: автореф. дисс. …канд. юрид. наук / А.К. Булатов. – М., 2007.
25 Власов И.С. Охрана исторических памятников в Германии // Правовая охрана памятников истории и культуры в зарубежных странах. М., 2005. С. 44.
26 Вязовец Р.Н. Использование информационных технологий в борьбе с преступностью/ Р.Н. Вязовец // Труд и социальные отношения. 2010. № 8.- С. 7
27 Дмитриев В. Проблема параллельного импорта // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. N 8. С. 41
28 Ермилов, И.С. Управление качеством таможенных услуг /И.С. Ермилов // Вестник СГСЭУ. 2011. №2 (36). С. 93
29 Захаров И. Памятники растут в цене // АиФ-Москва. №13. 2010
30 Иванченко А.Г. Нормативно-правовые основания деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей в России и пути их совершенствования // Вестник Московского университета МВД России. 2010, № 4. С. 161
31 Иванченко А.Г. Правовые основания деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей // Актуальные вопросы теории и практики совершенствования деятельности правоохранительных органов: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов, докторантов и соискателей. 2010г. М.: Московский университет МВД России, 2010 С. 373
32 Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / под науч. ред. А.В. Наумова. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 352 с.
33 Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. – С. 38
34 Коровин, В.Б. О некоторых проблемах управления эффективностью деятельности таможенных органов как элемента системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / В.Б. Коровин // Таможенное дело и образование в период формирования союза России, Белоруссии и Казахстана: сб. науч. трудов / под общ. ред. В.И. Дьякова; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. – Владивосток: ВФ РТА, 2010. – С. 94
35 Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
36 Кузнецов А.П., Бокова И.Н. Уголовно-правовая квалификация контрабанды, совершаемой должностным лицом с использованием своего служебного положения // Следователь. № 6. 2001. С. 10.
37 Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" (постатейный). 2-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2011.
38 Русанов Г.А. К вопросу о международно-правовой защите культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. 2009. N 3. С. 30
39 Соколов А.Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Современное право. 2011. N 3. С. 101
40 Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 // Юридическая практика. СПб. – 1996. - № 4 (7). – С. 72-73.
41 Сургутскова А. В. Классификация мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил // Таможенное дело. —2010. — № 3. — С. 72
42 Трунина Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2010.
43 Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) / под ред. В.С. Загашвили. М.: ЦППИ, 2010.
44 Трунина Е.В. Административные регламенты как правовая форма осуществления таможенными органами государственного контроля // Право и экономика. 2012. N 1. С. 53
45 Шевченко А.В. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (постатейный) / отв. ред. С.Н. Бурцев // СПС КонсультантПлюс. 2011.
46 Чайка К. Изменения правовой базы таможенного регулирования в РФ // Новости российского экспорта. 2011. N 1-2. С. 46
47 Янчуков Д.А. Государственный контроль в таможенной сфере в контексте реформирования системы таможенного администрирования // Труды Института государства и права РАН. 2011. № 2. – С. 79
48 Музейная проверка по России выявила пропажу 250 тысяч экспонатов // URL: www.rian.ru/culture/20100907/273289217.html
49 http://www.customs-code.ru/ntp/7361-pismofts18-12-59956
50 http://www.newsfiber.com/psp/eng/search?q=&r=10&p=s&c=2&i=1&e=0&b=3&a=0&n=&y=&se=&v=ElY6FeZ6MtzE%3D+47j1bv7G7nk%3D
51 http://vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=9&action=show_section&id=7
52 www.customs.ru [Электронный ресурс]