Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Биеннале как тип художественной выставки: культурологический анализ
Введение
Биенна́ле (лат. bis — дважды + annus — год) — художественная выставка, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года. Мы остановим наше внимание на биеннале изобразительного искусства. Биеннале изобразительного искусства в настоящее время являются наиболее мобильной и динамичной формой актуализации изобразительного искусства в условиях современной культуры. С одной стороны можно сказать, что данная форма уже достаточно сформировалась и устоялась как явление культурной жизни. С другой стороны в современной художественной практике эта форма является живой творческой лабораторией, приспосабливающей новые экспозиционно-выставочные технологии, вскрывающей общие проблемы взаимодействия современного искусства и социальной среды.
В контексте современной эпохи, когда произошло изменение отношения к изобразительному искусству, именно Биеннале отвечает новым требованиям нашего времени и могут взять на себя особую ответственность в представлении и продвижении искусства не только как продукта «потребления» в условиях современного рынка, но и как духовной составляющей современности. Концепция Биеннале строится на объединении и создании общей структуры, деятельность которой, прежде всего, направлена на сохранение и развитие эстетических и гуманистических ценностей культуры в целом.
В настоящее время можно выделить ряд особенностей, отличающих деятельность Биеннале от других презентационных форм.
Во-первых, Биеннале объединяет и синтезирует в себе как традиционные формы презентации искусства, так и опосредованные (различные печатные издания, теле и радио-проекты, Интернет-сайты). Рассматривая данную проблему можно сказать, что любой масштабный проект имеет помимо серии экспозиций определенный набор вспомогательных элементов для успешного позиционирования проекта.
Во-вторых, Биеннале, имея широкий диапазон подачи художественного материала, активное международное взаимодействие и взаимовлияние способствуют общему процессу глобализации и коммуникации, создавая единое культурное пространство.
В-третьих, данные формы, учреждают и создают определенные институты, служащие своего рода инструментом для более успешного проведения проектов. Эти организации не только координируют проведение проекта, но и анализируют его недостатки, а также планируют дальнейшее развитие.
В-четвертых, Биеннале становится общей системой, созданной для поддержки художественной культуры и формирования новых ценностных критериев в сфере искусства.
Таким образом, данное исследование, опираясь на практический опыт, выявляет актуальную область для изучения такого явления как Биеннале.
Научное осмысление явления Биеннале современного искусства в настоящее время освящается недостаточно полно, и не имеет солидной теоретической базы. При широком распространении и разнообразии форм, предметных, искусствоведческих, философско-эстетических, культурологических исследований практически не существует, если не брать во внимание фрагментарные журнальные публикации.
Отображая состояние Биеннале современного искусства, авторы статей, как правило, представляют узкий аспект этого явления, концентрируя внимание на исследовании одного, отдельно взятого, проекта, или его раздела, что не дает возможности полноценно проанализировать это широкомасштабное явление нашей художественной действительности.
Исследование природы и сущности Биеннале невозможно без обращения к научным трудам, предметом исследования которых является взаимовлияние художественных и социальных процессов. К числу таких трудов относятся работы Н.А. Хренова , В.С. Жидкова , К.Б.Соколова, О.А. Кривцуна , М.С. Кагана .
Проблематика дипломной работы потребовала также обращения к научной специальной литературе, связанной с осмыслением специфики и тенденции развития современного искусства. В частности, это работы Е.А. Андреевой , Е.А. Деготь , Т.Е. Шехтер , Н.Н. Суворова , А.Д. Боровского , О.А. Туркиной .
Кроме того, задачи, поставленные в работе, связаны с такой сферой науки и практики как экспозиционно-выставочная деятельность. Поэтому анализируется ряд работ по данной проблематике, в частности: Т.П. Калугиной , М.Т. Майстровской , С.В. Богородского , О.Б. Архиповой , В.М. Ахунова и др.
Также значимыми в контексте настоящего исследования являются научные работы, посвященные теории и практике художественного рынка, в которых формулируется динамика и тенденции его развития, специфика художественных институций арт-рынка и влияние рыночных технологий на сферу актуализации и репрезентации искусства. Это работы: Д.Я. Северюхина , А.В. Карпова , Т.М. Милюковой .
Анализ научной литературы, связанной с темой дипломной работы, показал, что исследование крупномасштабных проектов Биеннале как актуальной формы современного искусства затрагивает лишь определенные стороны этого явления. Полноценного теоретического изучения, определения роли и места этого явления в современном культурном пространстве не проводилось.
Объектом исследования является феномен художественного фестиваля в контексте современной культуры.
Предмет исследования – Биеннале как форма актуализации художественного искусства в современном культурном пространстве.
Цель работы – анализ и осмысление Биеннале как типа художественной выставки в условиях современной художественной культуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть место художественной выставки в современной культуре.
2. Представить историю развития Биеннале, ее особенности.
3. Выявить тенденции развития Биеннале изобразительного искусства в современном культурном пространстве.
4. Показать особенности организации выставочной деятельности проектов Биеннале Венеции.
5. Показать особенности Петербургской Биеннале графики как независимой фестивальной формы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Основанием данного исследования стали труды по теории искусства, эстетике, философии, психологии искусства, социологии искусства. Ключевыми идеями для данной работы стали:
1) понимание современного искусства как сложного синтетического феномена, включающего в себя многообразие видов и форм художественной практики;
2) понимание художественной реальности как духовно-идеологической и смысловой сферы искусства;
3) понимание экспозиционно-выставочной деятельности как формы актуализации культурного и художественного наследия.
В работе был использован следующий комплекс методов современного искусствознания:
1. Типологический метод позволил определить основные формы презентаций современного искусства, их взаимодействие и роли в современной художественной жизни.
2. Метод образно-стилистического анализа художественных произведений позволил выявить основные направления в современном графическом искусстве.
3. Сравнительно-исторический метод позволил сопоставить и проанализировать традиции и новые формы актуализации современного изобразительного искусства.
4. Аналитический метод способствовал определению характерных особенностей развития Биеннале Венеции, Санкт-Петербурга, специфику их организации, стратегию и направленность.
Поставленные в работе цель и задачи обусловили структуру изложения материала в дипломной работе.
Дипломная работа состоит из введения, основной части (содержащей две главы), заключения.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, определятся предмет работы, его объект, цели и задачи.
Первая глава освещает особенности Биеннале как типа художественной выставки. Рассматривается место художественной выставки в современной культуре. Отмечаются особенности современной художественной культуры, тенденции ее развития. Рассматриваются особенности Биеннале как типа художественной выставки.
Во второй главе наше внимание остановлено на анализе Биеннале и фестиваля как формы актуализации современного искусства. Определяются характерные особенности развития Биеннале Венеции и Санкт-Петербурга, специфика их организации, стратегия и направленность.
В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные положения по материалу работы.
Проведение больших и малых фестивалей исполнительских искусств в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни Российской Федерации, что актуализировало формирование новых моделей их проведения, финансирования, механизмов взаимодействия с органами управления культурой, потенциальными спонсорами и средствами массовой информации. Можно также наблюдать процесс формирования неповторимой фестивальной аудитории, в состав которой входят наиболее искушенные зрители и слушатели с высокой степенью избирательности.
В настоящее время в Петербурге стабильно проводится множество выставок, фестивалей, конкурсов, и среди этого разнообразия Биеннале и Фестиваль графического искусства заняли свое определенное место. Если рассмотреть историю создания Биеннале графики в Санкт-Петербурге, то можно увидеть, что ситуация возникновения и утверждения этого проекта произошла не на пустом месте. Когда мы говорим о современном петербургском искусстве, то прежде всего учитываем специфику исторически сформированной среды.
Город, активно стремящийся к интеграции в пространство Запада, остается как никогда русским центром современного искусства, в котором изысканно-графическая ситуация, уходящая своими корнями в мирискусническую стихию стилизованных, афористичных образов, продолжает жить и развиваться в современных системах.
Заключение
Биенна́ле (лат. bis — дважды + annus — год) — художественная выставка, кинофестиваль или музыкальный конкурс, проходящие каждые два года.
В данном исследование наше внимание было остановлено на биеннале как типе художественной выставки.
Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Сфера ее применения активно расширяется. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества.
Самой известной биеннале является выставка, проходящая в Венеции, однако есть и другие примеры, например, Московская биеннале современного искусства, биеннале Санкт-Петербурга.
В настоящее время происходит очевидный процесс обновления сложившихся традиционных выставочных форм презентации изобразительного искусства, а также стремительное внедрение в эту область новейших технологий предпринимательской деятельности.
Рассматривая роль и место Биеннале изобразительного искусства в контексте современной культуры, можно выделить ряд особенностей и преимуществ данных форм презентации искусства:
- в современных условиях форма Биеннале и фестиваля является наиболее новаторской, динамичной и мобильной в изменяющейся культурной ситуации;
- биеннале раскрывают проблемы взаимодействия современного искусства и социальной среды, при этом выставочные проекты направлены на интерес зрительской аудитории и несут синтетический характер.
- данные проекты поддерживают как традиции изобразительного искусства, так и развивающиеся новейшие технологии.
Таким образом, в настоящее время Биеннале являются уникальной, востребованной презентационной моделью, формирующей новую ответственность за сохранение и создание эстетических и гуманистических ценностей культуры.
Основные черты Биеннале графики в Санкт-Петербурге выявляются ее отличия от иных фестивальных форм репрезентации искусства:
- универсальность выбора материал;
- широкая тематическая и видовая направленность;
- интернациональность, независимость, партнерство.
Особой формой создания биеннале является кураторство. Основой деятельности куратора является исполнение заказа, в результате чего система «заказчик – художник» становится частью содержательного наполнения художественного рынка как пространства, где произведения искусства реально существуют и становятся объектом купли-продажи. Историческая ретроспекция показывает особенности исполнения художественного заказа, исходящего от духовной или государственной власти, а также от частного лица – мецената, которые в той или иной мере брали на себя кураторские функции. Современный период кураторской деятельности во многом обусловлен обслуживанием концептуального искусства, связанным с его истолкованием и включением в какой-либо смысловой контекст, без чего оно не может существовать как самодостаточный феномен. Выставка завершает воплощение объекта концептуального искусства в художественный образ и становится конечным этапом деятельности куратора. В его руках сосредотачиваются инструменты реализации концептуального замысла создаваемой выставки: теоретическое осмысление презентуемого материала и его пространственно-экспозиционное оформление.
Можно сказать, что проекты Биеннале и Фестиваля графического искусства стали единым « организмом», созданным доя поддержки культуры в жестких финансово-экономических условиях современного рынка, не преследуя коммерческих целей и не извлекая прибыли, формируя новую ответственность за создание новых ценностных критериев.
Литература
1. Андреева Е.А. Все и ничто. - СПб., 2004.
2. Ахунов В.М. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее (опыт Государственного Русского музея): автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб.: СПбГУП, 2006.
3. Бенуа, А. Мои воспоминания. В 2-х томах. - М.: Захаров - 1993.
4. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры: автореферат … дис. канд. искусствоведения. – Санкт-Петербург, 2007.
5. Боровский А.Д. Цепь романов. Русское искусство прошедшего века. - СПб., 2001.
6. Боровский А.Д. Галереи: чистый лист // Искусство против географии. - СПб., 2000.
7. Высоцкий В.Б. Становление институциональной системы современной художественной культуры Санкт-Петербурга: Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. - СПб., 2008.
8. Гобозова А. PR на рынке современного изобразительного искусства // Междунар. пресс-клуб. – М., 2009.
9. Деготь Е. Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР. - М. 2008.
10. Дженкс Ч. Зрелищный музей – между храмом и торговым центром: Осмысление противоречий. – Пинакотека. - 2000. - № 12.
11. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. - СПб., 2003.
12. Запесоцкий А.С. Взгляды на теорию и историю искусства // Дмитрий Лихачев – известный русский культуролог. – СПб., 2007.
13. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2. - СПб. 2001.
14. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - М., 1992.
15. Каган М.С. Морфология искусства. - Л., 1972.
16. Каган М.С. Музей в системе культуры. - Вопросы искусствознания. – 1994. - № 4.
17. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры - СПб., 2001.
18. Карпов А.В. Понятие «художественный рынок в социально-гуманитарных науках» // Художественный рынок как объект гуманитарного знания. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конф. - СПб., 2004.
19. Кривцун О.А. Эстетика. - М., 2000.
20. Лихачев Д.С. О неточности искусства // Очерки по философии. – М., 2006.
21. Милюкова Т.М. Галерея в современной художественной культуре Санкт-Петербурга: автореф. дисс. канд. искусствоведения. - СПб.: СПбГУП, 2004.
22. Периль Б. Фестивальная практика // Экология культуры: Инф. бюллетень. - Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 24-73.
23. Перцов П.П. Литературные воспоминания. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
24. Резникова Е.И. Фестивали искусств как синтетическое пространство: автореферат диссертации кандидата искусствоведения. - СПб.: СПбГУП, 2006.
25. Северюхин Д.Я. Старый художественный Петербург: Рынок и самоорганизация художников от нач. XVIII века до 1932 года. - СПб., 2008.
26. Скулич В. Вступительная статья в каталоге выставки «Краков – Санкт-Петербург. Мост интеграции европейской культуры». Краков, 2006.
27. Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. - СПб. 2004.
28. Суворов Н.Н. Галерейное дело. - СПб., 2006.
29 Туркина О.А. Искусство Ленинграда / Санкт-Петербурга 1980-1990-х годов: переходный период: втореф. дисс. канд. искусствовед. - СПб., 1999.
30. Руководство выставочными проектами (на примере выставок, проходящих в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней») // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - №29(65). - С.323-327.
31. Федина Е.В. Руководство выставочными проектами (на материале выставок, проходящих в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней») // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб., 2008. № 29 (65). - С. 323-327.
32. Хренов Н. Социальная психология искусства. - М., 1998;
33. Хренов Н. Теория искусства в эпоху смены культурологических циклов. - М., 2002;
34. Хренов Н. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.,1981.
35. Шехтер Т.Е. Глобализация как тенденция развития современной культуры и художественного рынка. Международный художественный бизнес в контексте глобализации / Материалы всероссийской научно-практической конференции 25 января 2007. - СПб., 2007.
36. Юрьева Т. С. Внутри графических миров // Вступительная статья в каталоге III Международной Биеннале графики в Санкт-Петербурге БИН-2006. - СПб., 2006.