Скачать пример (образец) дипломной на тему "Особенности взаимоотношений супругов с разным стажем...."

Особенности взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни

  • Номер работы:
    218601
  • Раздел:
  • Год добавления:
    29.04.2012 г.
  • Объем работы:
    74 стр.
  • Содержание:
    Содержание

    Введение 3
    Глава I. Теоретический анализ проблемы взаимоотношений супругов в отечественной и зарубежной психологии 6
    1.1. Анализ проблемы семьи и брачных отношений в психологической науке 6
    1.2. Развитие супружеских отношений на разных стадиях брака 13
    1.3. Проблема удовлетворенности браком и совместимости супругов 16
    Вывод 34
    Глава II. Эмпирическое исследование взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни 35
    2.1. Цель, гипотеза, задача и методики эмпирического исследования 35
    2.2. Описание и анализ результатов исследования 40
    2.3.Психологические рекомендации супружеским парам по созданию позитивных взаимоотношений 49
    Выводы 61
    Заключение 63
    Список литературы 67
    Приложения 71
  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Особенности взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни
    Введение

    Актуальность исследования обусловлена тем, что институт семьи на современном этапе претерпевает изменения: образуются новые формы брака, повышается количество разводов, изменяется функционально-ролевая структура семьи - данные факты не могут не сказаться на конструктивности отношений членов семьи, в том числе супружеских отношениях. Супружеские отношения являются не застывшим конструктом, они динамичны, каждый этап супружеской жизни определяет свою специфику супружеских отношений: социальная ситуация функционирования семей с детьми, подростками и семей с отделившимися детьми различна и имеет свои особенности. Супружеские отношения являются сложным конструктом и связаны с такими психологическими параметрами как удовлетворенность супругов браком, умение конструктивно разрешать супружеские конфликты и др. В связи с этим представляется необходимым изучение супружеских отношений и их характеристик: конфликтности семейных отношений и удовлетворенности браком в динамике.
    Вопросами семьи, супружеских отношений занимались такие отечественные психологи как Т.В.Андреева, М.И.Веллер, С.И.Голод, О.А. Карабанова, Г.С.Кочарян и А.С.Кочарян, В.А.Сысенко, Н.Я.Соловьев, Л.Г.Силяева, А.Г.Харчев, Л.Б.Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, З.А.Янкова и др.; зарубежные: М.Аргайл, Э.Берн, Н.Пезешкиан, К.Рудестам, В.Сатир и др.
    Цель исследования – изучение особенностей взаимоотношений супругов с различным стажем семейной жизни.
    Объект исследования – система взаимоотношений в семье.
    Предмет исследования – особенности взаимоотношений супругов с различным стажем семейной жизни.
    Гипотеза: на разных стадиях семейной жизни взаимоотношения супругов имеют свои особенности, которые связаны с удовлетворенностью супругов браком и характером их взаимодействия в конфликтных ситуациях.
    Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
    1. Проанализировать степень изученности проблемы брачных отношений в зарубежной и отечественной психологической науке.
    2. Изучить проблему удовлетворенности браком супругов.
    3. Выявить особенности взаимодействия супругов в конфликтах.
    4. Описать особенности межсупружеского общения на разных стадиях семейной жизни.
    5. Провести сравнительный анализ взаимоотношений супругов с различным супружеским стажем.
    6. Дать психологические рекомендации супружеским парам по созданию позитивных взаимоотношений.
    В работе были использованы следующие методы:
    - теоретические (анализ научной психологической литературы по представленной проблеме)
    - эмпирические (тестирование)
    - статистические (однофакторный дисперсионный анализ)
    В работе использовались следующие методики:
    1. Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
    2. Методика диагностики супружеских отношений (В.П. Левкович, О.Э. Зуськова).
    3. Тест выявления особенностей межсупружеского общения (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
    Выборка представлена 30 супружескими парами (60 человек - 30 мужчин и 30 женщин). Из них:
    - супруги с маленькими детьми – 10 супружеских пар (20 человек);
    - супруги с детьми подростками и юношами – 10 супружеских пар (20 человек);
    - супруги, дети которых отделились от родителей – 10 супружеских пар (20 человек) с супружеским стажем более 15 лет.
    Структура дипломной работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, выводы, список литературы, приложения. Общий объём 72 страницы. Список литературы включает в себя 53наименования.
    «Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье.» Муж, например, был старшим братом 2-х сестер. Следовательно, он научился обращению с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата, то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который имел в родительской семье старшую сестру, с женой, имевшей младшего брата. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере одна совпадает с таковой у партнера. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут возникать на почве главенства в семье.
    Заключение
    Оптимизировав опыт исследователей, занимающихся изучением проблемы взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни, мы смогли выявить теоретические аспекты данного вопроса. Было определено, что семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как института, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.
    Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных супружеским отношениям и семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.
    В рамках одного из направлений семья изучается как малая группа (М. Земская, В.П. Меньшутин, Е.В. Криченко, В.А. Терехин и др.). Практически все исследования данного направления относятся к психологии.
    Другое направление дает нам возможность изучать семью как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии. Сторонники данного подхода рассматривают супружеские отношения как открытую совмещенную психологическую систему, полюсами которой будут являться два суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия. В формировании супружеской пары различают два периода: добрачный (до принятия парой решения о вступлении в брак) и предбрачный (до заключения брачного союза).
    Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода.
    Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Формирование супружеской пары – сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны (комплементарны), не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.
    С учетом полученных теоретических знаний, мы смогли организовать и провести эмпирическое исследование взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни. Для проведения исследования применялись следующие методики: 1.Методика выявления характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская). 2.Методика диагностики супружеских отношений (В.П. Левкович, О.Э. Зуськова). 3.Тест выявления особенностей межсупружеского общения (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
    В ходе проведенного исследования взаимодействия супругов в конфликте, было выявлено, что в семьях с разным количеством супружеского стажа отмечаются различные показателя конфликтности - наиболее конфликтными семьями являются супруги, которые воспитывают детей юношеского и подросткового возраста, менее конфликтными являются семьи, воспитывающие маленьких детей – по группе отмечен так же отрицательный индекс, не конфликтными семьями, согласно данному обследованию являются семьи с максимальным супружеским стажем, дети которых уже повзрослели и не живут вместе с родителями – данными испытуемыми получены положительные средние значения.
    Анализируя результаты проведенного исследования межличностных отношений супругов, полученных в результате проведения методики Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской, можно отметить, что в семьях, где воспитываются подростки, супружеские отношения недостаточно позитивны: получены низкие показатели по шкалам доверительности в общении, наличии общих символов в семье. Низкие результаты определены по параметрам взаимопониманию между супругами, легкости в общении и психотерапевтичности в общении. Отмечается недостаточное взаимопонимание между супругами. Средние показатели по всем шкалам – 1,65-1,82. В семьях, где воспитываются маленькие дети так же отмечаются недостаточно высокие средние показатели по исследуемым шкалам, однако можно заметить, что средние показатели находятся в границах 2,06-2,45.
    Наиболее благоприятная атмосфера отмечена в семьях с большим супружеским стажем, где дети уже не живут с родителями – средние показатели находятся в границах 3,24-3,64 (при максимальных 4 баллах).
    В результате исследования супружеских отношений по методике В.П. Левкович, О.Э. Зуськова, мы смогли выявить, что семьи, где не воспитываются дети и супруги имеют большой стаж семейной жизни, являются более стабильными, чем семьи, где воспитываются маленькие дети или подростки. Более доброжелательная обстановка в отношениях между супругами отмечена лишь в группе семей, где дети не живут с родителями и супруги имеют большой стаж супружеской жизни. Для проверки достоверности различий в уровне выраженности признаков конфликтности, общительности и стабильности в семьях с разновозрастными детьми гамии был применен однофакторный дисперсионный анализ (при помощи ПО SPSS Statistica v.17.0).
    Анализируя результаты проведенного исследования, мы можем отметить, что в семьях с большим стажем супружеской жизни, где дети не живут вместе с родителями, отношения между супругами менее конфликты, более стабильны и супруги больше удовлетворены семейными отношениями, чем в семьях, где воспитываются маленькие дети и подростки. Наиболее конфликты, нестабильны, проблемы и неудовлетворены своей жизнью семейной, как показывают результаты исследования, являются семьи, где воспитываются дети переходного возраста – юноши и подростки.
    Таким образом, результаты исследования указали на то, что действительно на разных стадиях семейной жизни взаимоотношения супругов имеют свою особенность, которая связана с удовлетворенностью супругов браком и характером взаимодействия в конфликтных ситуациях. Мы смогли заметить, что самые конфликтные и неудовлетворенные браком семьи – это семьи, в которых воспитываются подростки. Менее удовлетворены семейной жизнью и супружеством, конфликтные семьи – это семьи, где воспитываются маленькие дети. И наименее конфликтны и более удовлетворены супружеством – это семьи, где дети уже выросли и покинули отчий дом. Полученные результаты указали на необходимость подбора рекомендаций и направлений работы по профилактике и коррекции конфликтных отношений в супружеских семьях. Таким образом, в данной работе мы смогли достигнуть цели работы, решить задачи исследования и доказать гипотезу. Считаем данное исследование в рамках дипломной работы завершенным. В дальнейшем перспективным нам видится проведение статистической обработки полученных результатов с целью доказать математически наличие связи между стажем супружеской жизни и отношений супругов, поведения их в конфликтных ситуациях. Так же интересным является проведение рассмотренных нами лекций и методик на семьях, в которых выявлены высокие показатели конфликтности и неудовлетворенности семейной жизнью и оценить, являются ли эти рекомендации действенными и эффективными.
    Список литературы

    1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. М: МГУ, 1987.
    2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с разным стажем совместной жизни. – М: МГУ, 1985.
    3. Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е. Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, В.С. Агеева. М., 1987.
    4. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2004.
    5. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. – СПб.: Речь. 2005.
    6. Антонов А.И. Микросоциальная семья. – М: КСП, 1998.
    7. Аргайл М. Психология счастья. – М: 1990.
    8. Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. - 2001. - № 2
    9. Белов В.И. Супружеская конфликтность.// Конфликты и их разрешение. – М.: МИФИ. 2004.
    10. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
    11. Бэндлер Р. и др. Семейная терапия / Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В.; Пер. с англ. Ю.С. Уокер. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований. 2000.
    12. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности. // Вопросы психологии. 1989. №2.
    13. Волкова А.Н., Штильбанс В.И. На пороге семьи. – М: Знания, 1989.
    14. Голод С.И. Стабильность семьи. Социальные и демографические аспекты. – Л: Знание, 1984.
    15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М: КСП, 1996.
    16. Зацепин В.И. Молодая семья. – Киев: 1991.
    17. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации) // Человек после развода / Под ред. Н.Я. Соловьева. - Вильнюс, 1985. - С.56-66.
    18. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М: Просвещение, 1988.
    19. Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2003.
    20. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дизгармоний. – М: Мысль, 1991.
    21. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии №4, 1987.
    22. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях. // Психологический журнал. 1990. № 2.
    23. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.
    24. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С.118-132.
    25. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. (CD «Новый диск»).
    26. Мацковский М.С., Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. – М: Статистика, 1978.
    27. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. – М: Наука, 1985.
    28. Обозов Н.Н. Психология межличностные отношения. – Кишинев: Либида, 1990.
    29. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, «БАХРАХ», 1998.
    30. Райгородский Д.Я. Психология семьи. – Самара «БАХРАХ-М», 2002.
    31. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер. 2001.
    32. Сатир В. Вы и ваша семья, М: Апрель – Пресс, 2000.
    33. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М: Педагогика-Пресс, 1992.
    34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: ООО «Речь», 2001.
    35. Скиннер Р., Киинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ М., 1995
    36. Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости: ещё раз про любовь: психолог о любви, о семье, о детях. / Спб.: Речь, 2002
    37. Соловьев Н.Я. Любовь, брак семья, Минск: Университетская, 1987.
    38. Столин В.В., Бутенко Г.Л., Романова Г.Л. Опросник удовлетворенности браком. /Вестник МГУ, ХПУ. Психология №2, 1984.
    39. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистка, 1983. - 175 с.
    40. Трапезникова Т.М., Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений. /Вопросы психологии №5, 1985.
    41. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб: Питер, 2001.
    42. Фигнер Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психологические исследования. – М: Наука, 1995.
    43. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М: Мысль, 1979.
    44. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М: Наука, 1978.
    45. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Владос. 2004.
    46. Шевченко Л.А. Гендерная психология. Учебное пособие. – Харьков: ООО «МИТ», 2004.
    47. Шейнов В.П. Женщина и мужчина. – Минск: Каравест, 2000.
    48. Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии» - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
    49. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 1994.
    50. Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия. Практикум. – СПб.: Питер. 2002.;
    51. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001
    52. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика семьи. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. – 695 с. Под ред. Д.Я.Райгородского
    53. Философский словарь» - Под ред. И.П.Фролова. – М., 1980.

Скачать демо-версию дипломной

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Представленный учебный материал (по структуре - Дипломная работа) разработан нашим экспертом в качестве примера - 29.04.2012 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии дипломной необходимо пройти по ссылке "скачать демо...", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности взаимоотношений супругов с разным стажем семейной жизни ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Как это работает:

Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.