Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование имиджа частного регионального телеканала
Введение
Актуальность исследования. Одним из основных признаков аудитор-ной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, по-скольку всегда будет существовать потребность именно в местных телепро-граммах. Эту характерную черту современности подметили еще в прошлом, теперь уже XX, веке Э. Багиров и И. Кацев, авторы классической работы «Телевидение, XX век»: «Как бы подробно и всесторонне ни отражала цен-тральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раз-двигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и про-блем данной местности!»
Двадцать лет назад начался настоящий бум местного телевидения, обу-словленный все возрастающим вниманием жителей российской провинции к своим собственным, местным проблемам. За это десятилетие обнажилась двойственная природа телевидения, в том числе регионального. С экрана хлынула правдивая, яркая информация о мире, в котором мы живем. Естест-венно, телевидение отодвинуло газеты и радио на второй план. Телевидение стало свободным от партийных пропагандистских указов и норм. Появилась реклама. Характерно, что во главе многих региональных телекомпаний вста-ли вовсе не журналисты и чиновники, как это было принято ранее, а бизнес-мены, вложившие собственный капитал в интересное телевизионное произ-водство в расчете на окупаемость затрат через рекламные блоки. Так, жизнь региональных студий во многом оказалась зависимой от явных и скрытых хозяев.
Говорить о региональном телевидении в целом весьма сложно, потому что, с одной стороны, мы имеем дело на этом рынке с такими крупными ка-налами, как «Афонтово», «7 канал», «ТВК». А с другой, к примеру, – телека-нал компании «Lytkari.ru», которая вещает несколько часов день в городе на-селением около 55 000 человек. У таких телекомпаний трудностей возникает гораздо больше. Одна из них связана отсутствием реального рекламного рынка. Местные предприниматели не спешат раскошелиться и заказать, к примеру, рекламный ролик на местном телевидении. Зарплата многих жур-налистов часто зависит от ежемесячного дохода отдела по рекламе. Отсюда маленькая зарплата, которая не дает стимула работать профессионально. У корреспондентов пропадает желание за мизерный гонорар заботиться о коли-честве и качестве новостей. Текучка кадров или вообще их недостача порож-дает отсутствие единого стиля в ведении программ. Нередко ведущим ново-стного блока выступает корреспондент, сам читая свои же подводки к сюже-там. А ведь новости, как известно, лицо канала и самая главная задача регио-нального телевидения. Все это сказывается не только на репутации канала, но и на его имидже. Он достаточно не оформлен в людском сознании, а от-сюда предвзятое и, порой, скептическое отношение к местному телевидению.
Конечно, к телеканалам крупных городов, таких как Москва, это суж-дение не относится. У них, как правило, есть отделы по связям с обществен-ностью, а вот глубинка, ограниченная в средствах не только на своевремен-ную зарплату своим работникам, и уж тем более ограниченная в деньгах на содержание специалистов в области PR, как никто другой нуждается в реко-мендациях по продвижению своего имиджа. Поэтому данная тема исследо-вания, сформулированная как «Формирование имиджа частного региональ-ного телеканала» актуальна.
Степень научной изученности исследуемой темы довольна низка. Ис-следование имиджа региональных и местных телеканалов в массовом созна-нии населения можно найти, пожалуй, только в социологическом анализе влияния региональных СМИ на массовое сознание населения. Региональному телевидению посвящены исследования таких авторов как Н.В. Зверева , Н.А. Лисичкина , А.Б. Новикова , Л. Омельченко , В.Г. Семенов и т.д. Однако в таких исследованиях основное внимание уделено крупным региональным те-лекомпаниям.
Объект исследования – частный региональный телеканал.
Предмет исследования – имидж телеканала «Lytkari.ru».
Цель исследования: изучить отношение общественности к телеканалу «Lytkari.ru» и разработать практические рекомендации по формированию его благоприятного имиджа.
Задачи исследования:
1) Изучить специфику современного регионального телевидения.
2) Проанализировать основные тенденции развития современного регионального телевидения.
3) Изучить пути формирования имиджа регионального телеканала.
4) Исследовать отношение определенных групп общественности к телеканалу «Lytkari.ru».
5) Разработать практические рекомендации по формированию бла-гоприятного имиджа телеканала «Lytkari.ru».
Научная новизна данной дипломной работы заключается в том, что была уточнена специфика современного регионального телевидения, впервые исследовано отношение определенных групп общественности к телеканалу «Lytkari.ru».
Методологической основой дипломной работы являются:
• системный подход, который подразумевает применение системы отбора самых важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой.
• Метод контент-анализа, который позволил выявить основные особенности информационной политики исследуемого телеканала.
• Метод социологического опроса, который позволил выявить от-ношение аудитории к предмету исследования.
• Проектный метод, который дает возможность разработать про-грамму управления предметом исследования.
Теоретической базой исследования являются работы, посвященные проблемам современного регионального телевидения: Н.В. Зверева , Н.А. Лисичкина , А.Б. Новикова , Л. Омельченко , В.Г. Семенов и др.
Работа Н.В. Зверевой представляется собой практические рекоменда-ции по подготовке сотрудников регионального телевидения, а также раскры-ваются некоторые особенности функционирования региональных каналов и их отличия от центральных телекомпаний.
Исследование Н.А. Лисичкиной посвящено роли регионального ресур-са в повышении конкурентноспособности центральных государственных ка-налов.
Статья А. Новикова посвящена исследованию некоторых актуальных проблем современного развития регионального ТВ.
Статья Л. Омельченко посвящено исследованию технического и техно-логического развития современного регионального телевидения, которое имеет ограниченный финансовый ресурс.
Также были использованы различные исследования, посвященные про-блемам формирования имиджа компаний: исследования И. Гординой , И.Г. Гуменной , А.П. Давыдова , Г.Г. Почепцова , В.М. Шепеля и др.
Статья И. Гординой посвящена аспектам управления имиджем.
Исследование И.Г. Гуменной посвящена различным механизмам и ме-тодам формирования положительного имиджа фирмы.
А.П. Давыдов исследует имидж как психологический феномен и рас-сматривает методы психологического воздействия на целевую аудиторию.
Г.Г. Почепцов рассматривает основные понятия PR-деятельности в об-ласти формирования имиджа и основные стратегии.
В.М. Шепель также рассматривает психологические и стратегические основы формирования имиджа, как компании в целом, так и отдельной пуб-личной личности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы исследования; методологической непротиво-речивостью исходных теоретических положений; анализ и сопоставление ли-тературы по телевидению, имиджу, связям с общественностью. Также были исследованы новостные ленты телекомпании «Lytkari.ru» в электронном виде и печатные эфирные листы. Источниками послужили и результаты исследо-вания, проведенного с целью выяснения отношения определенных групп об-щественности к телеканалу «Lytkari.ru», а именно: фокусное мнение рекла-модателей телекомпании, ее аудитории и самих работников. Наконец, для написания дипломной работы источниками явились и личные наблюдения, появившиеся во время прохождения преддипломной практики на телекомпа-нии в 2012 г.
Структура работы. Дипломная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложений. В первой главе изложены теоре-тические основы изучения имиджа телекомпании и управления им. Вторая глава представляет собой исследовательскую часть дипломной работы и со-держит анализ результатов исследования эфирных листов и социологическо-го опроса. Третья глава содержит практические рекомендации по формиро-ванию благоприятного имиджа телеканала «Lytkari.ru». В Заключении под-ведены итоги исследования и представлены основные выводы.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы для разработки стратегий эффективного формирования имиджа региональных телеканалов.
Для того чтобы узнать, какой образ телеканала складывается у его ау-дитории, необходимо, в первую очередь, знать мнение телезрителей, которые является и общественностью, и клиентом телекомпании, так как потребляют производимую телепродукцию. Анкетирование населения поможет выявить недостатки и упущения, которые, по мнению зрителей, тормозят эффектив-ность работы телекомпании.
На втором этапе эмпирического исследования имиджа было спланиро-вано само исследование, определена его цель, выбран метод – опрос путем анкетирования, сформирована выборка.
Заключение
За последние 10 лет региональное телевидение стало основным источ-ником информации, из которого население узнает местные новости, особен-но это характерно для небольших провинциальных городов, которым очень часто доступны лишь несколько телеканалов.
Качество регионального телевидения растет с каждым днем, поэтому и зрительский интерес к нему не падает. Сейчас на городском телеканале мож-но увидеть не только скудный выпуск новостей, как было несколько лет на-зад, но и качественные репортажи с места событий, аналитические програм-мы и даже передачи, в которые можно обратиться за помощью.
Однако есть проблемы, которые мешают региональному телевидению развиваться еще быстрее: сложные отношения с властью, недостаток рекла-модателей, внутренние проблемы редакции телеканала: совмещение сотруд-никами нескольких должностей, нехватка технического оснащения. Все это сказывается на образе телеканала в глазах общественности, т.к. люди склон-ны сравнивать небольшие местные телекомпании с крупными федеральны-ми. Отсюда и ожидания у населения соответствующие.
Имидж регионального телеканала имеет большое значение для его раз-вития – его аудитория сравнительно небольшая и локальная, поэтому, от ее поддержки здесь зависит очень многое, в том числе и само существование частного регионального телевидения.
Имидж телеканала – это имидж телекомпании в целом, объединяющий ее престиж, репутацию, успехи и стабильность. Он призван:
• Выразить индивидуальность – миссию, притязания, бизнес как основу корпоративной идентичности при восприятии и измерении в конку-рентной среде свойств различных организаций;
• Увеличить известность, знание, понимание и интерес обществен-ности к организации, способствуя лучшей работе ее репутации на успех;
• Развивать ассоциации с позитивными характеристиками деятель-ности организации, гарантирующими качество, надежность и ответствен-ность;
Объединять занятых в организации людей, ее подразделения и форми-ровать корпоративный, командный дух
Чтобы достичь цели, поставленной в начале дипломной работы, – раз-работки практических рекомендаций по формированию благоприятного имиджа «Lytkari.ru», – было проведено исследование мнения аудитории пу-тем телефонного опроса и анкетирования при личной встрече. Обработанные данные показали, как население в целом относится к городскому телеканалу, какие видит недостатки и достоинства в его работе.
Кроме того, была опрошена значительная часть рекламодателей теле-компании с целью выяснения их отношения к ней как к средству размещения рекламы и партнеру. Хоть некоторые рекламодатели и отметили повышение уровня профессионализма в плане изготовления рекламы, большая часть все же имеет некоторые замечания к работе телекомпании, связанные, в первую очередь, с прейскурантом цен рекламного отдела.
И, наконец, в качестве респондентов выступили сами работники теле-канала. Необходимо было узнать, как сотрудники видят свой телеканал и как представляют образ телекомпании в глазах зрителей. Оказалось, что персо-нал вполне самокритичен к своей деятельности и достаточно объективно ха-рактеризует общую картину взаимодействия телекомпании с ее обществен-ностью.
Чтобы проверить, насколько мнение опрошенных групп общественно-сти обоснованно, в дополнение к опросу были проанализированы новостные ленты в электронном виде и эфирные листы телекомпании «Lytkari.ru». При анализе также были выявлены характерные черты работы регионального ка-нала – довольно однообразные сюжеты, большая доля официальной инфор-мации, заметная лояльность к местной власти и почти полное отсутствие критических материалов. Это также снижает интерес зрителя к телеканалу.
Итогом дипломной работы явились практические рекомендации по формированию благоприятного имиджа «Lytkari.ru».
Нами были выделены следующие направления работы:
• работа над совершенствованием подготовки новостных выпус-ков, изменения в сторону большей нестандартности и оригинальности;
• более тесное сотрудничество со своей аудиторией, обратная связь с ней, возможность сотворчества для жителей города с телеканалом;
• усиление социальной составляющей работы, поддержка и уча-стие в благотворительной деятельности;
• активное продвижение телеканала в интернете, так как это пре-доставляет большие возможности для развития вещания он-лайн, что дешев-ле телевизионного;
• разработка гибкой системы работы с рекламодателями.
Конечно, региональные каналы при формировании имиджа сталкива-ются с проблемой нехватки средств на проведение пиар-акцией, поэтому мы постарались подобрать те инструменты, которые бы не требовали от канала больших затрат.
Проблемы и недостатки современного регионального телевидения, об-наруженные в ходе исследования, актуальны не только для Лыткарина, но и для других провинциальных городов, чье телевидение хоть и называется ре-гиональным, все-таки далеко еще от телеканалов краевых центров.
Ценность проведенного исследования состоит в том, что до этого никто не занимался подобной исследовательской деятельностью именно для теле-канала «Lytkari.ru». Разработанные рекомендации по формированию благо-приятного имиджа телекомпании могут быть применены и к другим неболь-шим частным региональным телеканалам, например, к Железногорскому, где также существует проблема взаимоотношений городского телеканала и ме-стной власти. Тем более далеко не все городские каналы смогут найти ресурс для того, чтобы нанять специалиста по связям с общественностью или со-циолога для проведения подобного исследования.
Зато у телеканала, в отличие от других организаций, есть ресурс для продвижения своего имиджа – собственное эфирное время – за которое не надо платить рекламных агентствам или же другим телекомпаниям. Так что разработанные рекомендации могут быть вполне осуществимы в рамках ра-боты телеканал «Lytkari.ru».
Библиография
Законодательные акты
1. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитар-ных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. (ред. от 02.07.2010 г.).
2. Федеральный закон РФ «О порядке освещения деятельности органов го-сударственной власти в государственных средствах массовой информации» Ж7-ФЗ от 13.01.1995 г. (ред. от 12.05.2009 г.).
3. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Рос-сийской Федерации» № 1019 от 6.10.1995 г. (ред. от 03.11.2007 г.)
Научные исследования
4. Аверченко Л.К. Имидж и личностный рост. Новосибирск: Гео, 1999. – 146 с.
5. Аристов А.П. Московское телевидение: сегодня и завтра. // Позиция. 2007. № 3. 12 февраля. С. 21–33.
6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы паблик рилей-шенз. СПб.: Питер, 2008. – 204 с.
7. Восковский А. Имидж фирмы и его учет // Экономика и жизнь. (Бухгал-терское приложение). 2008. № 47. С. 6–13.
8. Гордина И. Имидж организации как объект управления // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. 2007. № 1. с. 38–42.
9. Гуменная И.Г. Имидж фирмы. Екатеринбург: Литур, 1997. – 92 с.
10. Давыдов А.П. Имидж как психологический феномен. СПб.: Питер, 2009. – 221 с.
11. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Книга для политиков и бизнесме-нов, мужчин и женщин. М.: Академия, 1997. – 320 с.
12. Дерибас Г.Т. Оценка эффективности деятельности государственных те-лерадиокомпаний. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2004. № 1–2. С. 32–41.
13. Дзялошинский И. Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может // Техника кино и телевидения. 2008. № 2. С. 28–34.
14. Дьячкова Э.К. Имиджелогия для руководителя. Новосибирск: Люди де-ла, 1998. – 84 с.
15. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. – 320 с.
16. Ивлева Э.К. Имидж и управление. Новосибирск: Люди дела, 1999. – 115 с.
17. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М.: Аспект Пресс, 2004. – 348 с.
18. Ким Ю.К. Деловая репутация: ее роль и значимость // ЭКО. 2010. № 8. С. 155–157.
19. Кошлякова М.О. Социально-стилевые характеристики имиджа // Соци-ально-гуманитарные знания. 2012. № 1. С. 127–137.
20. Лебедева Т.П. Имидж государства в мировом политическом пространст-ве: структурные модели формирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управ-ление (государство и общество). 2011. № 1. С. 13–28.
21. Лисичкина H.A. Роль регионального ресурса в повышении конкуренто-способности информационного вещания ВГТРК // Меди@льманах. 2011. Март // Мediascope // http://www. mediascope.ru
22. Лисичкина H.A. Российский информационный канал в свете изменения привычек российского медиапотребления // Вестник МГУ. 2007. № 3. C. 38–43.
23. Лисичкина H.A. Эволюция формата информационного телевещания в России: жанры, стилистика, аудитория (на примере ВГТРК) // Автореф. дис. … к. филол. н. М., 2011 // Мediascope // http://www. mediascope.ru
24. Логунцова И.В. Имидж российских территорий как объект управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 1. С. 29–38.
25. Михальченко В.Л. Коммуникационная стратегия PR: бренд, имидж, ре-путация // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 4. С. 207–218.
26. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости. М.: Логос, 2008. – 239 с.
27. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. М.: Изд-во МГУ, 2008. – 176 с.
28. Мухамедьяров Р.А. Формирование имиджа образовательного учрежде-ния культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2007. № 3. C. 52–57.
29. Мучник В. Местные новости. Центр России // Среда. 2009. № 4–5. С. 30–36.
30. Нефедова И. Я и мой имидж. М.: АСТ-пресс, 1997. – 207 с.
31. Никонова А.А. Имидж как объект управления // Справочник руководи-теля учреждения культуры. 2007. № 10. С. 63–65.
32. Новиков А. Телевизионная революция в регионах // Журналист. 1996. № 1. С. 27–35.
33. Ньюсом, Д., Терк Дж.В., Крукеберг Д. Все о PR: теория и практика паб-лик рилейшнз / Пер. с англ.С.А. Громов. М.: Инфра-М, 2009. С. 44–49.
34. Омельченко Л. Каким быть региональному телецентру // Техника кино и телевидения. 2009. № 5. С. 33–39.
35. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: Академия, 2001. – 698 с.
36. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер как профессия // Коммуниктивные техно-логии двадцатого века. М.: Академия, 2000. С. 47–67.
37. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. 2002. № 2. С. 37–41.
38. Рид C. Эффективно ли вы поддерживаете свой корпоративный имидж? // Маркетинг. 2008. № 6. C. 86–90.
39. Российское телевидение: между спросом и предложением / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. Т. 1. М.: Элиткомстар, 2007. – 240 с.
40. Сальникова Л. С. Имидж и репутация: символы или реальность? // Фи-лософские науки. 2007. № 3. С. 130–140.
41. Самохвалов А., Батуров В. Реорганизация ВГТРК: власть создает себе оппозицию среди региональных журналистов // ИА REGNUM // Регнум // www.regnum.ru
42. Саруханов В.А. Азбука телевидение. М.: Аспект Пресс, 2010. – 223 с.
43. Секерин В. Использование экологических образов для формирования имиджа компаний // Маркетинг. 2007. № 5. С. 73–79.
44. Секерин В. Природно-экологические образы в формировании корпора-тивного имиджа // Маркетинг. 2008. № 6. С. 28–36.
45. Селиверстова Ю. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. № 1. С. 71–73.
46. Семенов В.Г. Региональная тележурналистика. М.: ИПК работников те-левидения и радиовещания, 2004. – 180 с.
47. Симмс Д. Дело не в имидже // Business excellence = Деловое совершен-ство. 2012. № 1. С. 64–65.
48. Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурско-го. М.: Аспект Пресс, 2011. – 230 с.
49. Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио-вещание. М.: АСТ, 2004. – 415 с.
50. Соколин А. Качество телевизионного изображения в эпоху информаци-онных технологий. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2005. № 6 (50). С. 18–23.
51. Солнцев М. Информационное вещание в провинции: смесь ерничества, подхалимажа и крови // Среда. 2008. № 6–7. С. 12–16.
52. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. – 348 с.
53. Цвик В. Теленовости, время местное // Вестник МГУ. 2003. № 3. С. 33–37.
54. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 240 с.
55. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Академия, 1997. – 168 с.
Словари
56. Краткий психологический словарь. СПб.: Питер, 2010. – 320 с.
57. Панасюк А.Ю. Имидж // Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ клас-сик, 2007. С. 54.
58. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шве-довой. М.: Азъ, 1992. – 680 с.