Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самоактуализация и совладающее поведение учредителей малого инновационного бизнеса (1 глава)
Особой сферой деятельности в настоящее время считается инновационный бизнес, ориентированный на постоянный поиск и внедрение инноваций, которые характеризуются новизной и уникальностью, направленностью на разработку продукта, а не услуги; удовлетворению скрытых, а не явных потребностей населения; разработку патентоспособной продукции, на основе которой может быть создана новая технологическая платформа. Учредители инновационного бизнеса должны быть компетентны во взаимодействии с новыми идеями и технологиями. Эта компетентность имеет две основные стороны. Одна из них связана со способностью продуцировать такие идеи (креативностью), а вторая – со способностью их принимать, дорабатывать, распространять и внедрять (инновационностью). Руководитель инновационного предприятия должен быть способным организовать работу так, чтобы осуществление цикла «продуцирование новой идеи – её оценка – принятие – практическая реализация – распространение» происходило без особых нарушений. Инновационный бизнес привлекателен по следующим причинам: он призван совершенствовать деятельность всех сфер предпринимательства, способствует конкурентоспособности предприятия; всегда носит актуальный и соревновательный характер [53,с.87]. Анализ психологической литературы показал, что за последние десятилетия в достаточно широком объёме представлены теоретические и эмпирические исследования креативности и творческого мышления, однако исследований психологических закономерностей процессов рождения, функционирования, трансформации и внедрения новых идей и решений – инноваций, – значительно меньше. Инновационность субъекта отмечал В.Д.Шадриков при изучении способностей. Он выделил категорию «духовных способностей», проявлением которых являются духовные состояния, характеризующиеся расширением сознания, активизацией связей между сознательными и бессознательными уровнями личности, что способствует информационному обогащению в контексте понимания человеком проблемной ситуации или задачи. Кроме этого, происходит снятие эмоциональных барьеров, зачастую блокирующих его творческий потенциал и мешающих проявить свои интеллектуальные возможности в полную силу. Такие состояния характеризуются общим энергетическим подъёмом и могут быть тесно связаны с состояниями воодушевления и вдохновения.
При этом происходит гармонизация личности человека, оптимизация его взаимоотношений и контактов с окружающим миром, устранение противоречий, усиливается концентрация на решаемой проблеме, устанавливается внутреннее равновесие, активизируется контроль над своим «Я», стремление к постижению истины и пр. [42]. Реализация «духовных» способностей тесным образом связана с процессом творчества и творческой самореализацией человека. В работах В. А. Петровского описывается неадаптивная активность «как…созидательная (продуктивная) активность… избыточная относительно интересов «выживания» … необходимый момент расширенного воспроизводства индивидуального и общественного бытия» [23].
*
*
*
Исследователи человеческого фактора инновационных процессов выделяют ролевые группы: инноваторы. организаторы, изготовители и пользователи. И принимают во внимание их целевые ориентации: инициативу, содействие, бездействие. Контингент инноваторов является самым малочисленным, но и самым разнообразным по возрастным, профессиональным, этническим характеристикам. Психологический барьер как форма проявления отдельных компонентов или всего социально-психологического климата в условиях инновационных изменений представляет собой совокупность действий, суждений, понятий, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражаются социально-психологические состояния этих работников, вызванные нововведениями. В качестве параметров психологического барьера рассматриваются: составляющие барьера, то есть конкретные факторы, вызывающие негативные реакции работников; степень психологического барьера, определяемую числом работников, имеющих негативные реакции; характер барьера, то есть формы проявления негативных реакций работников. Проявления, формы и причины негативного отношения к инновациям сведены в таблицу 3.