Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Антикризисное управление банковским сектором в условиях финансово-экономического кризиса
Значительные проблемы существуют и во внутренней среде самих коммерческих банках, начиная от базовых вопросов собственности, решение которых имеет национальные особенности, до менеджмента, применяемых технологий, качества и методологии отчетности и других моментов, включая, в том числе, и корпоративную культуру.
Кризис обострил все отмеченные выше проблемы и поставил вопросы не только об их научной оценке и определении путей его преодоления, но и актуализировал обоснование перспективного, экономически целесообразного характера посткризисной системы коммерческих банков Российской Федерации. Отсутствие системных исследований банковского сектора и отдельных его составляющих, особенно в условиях происходящих в экономике трансформаций, подтверждает актуальность темы исследования.
Динамично изменяющаяся экономика и перманентность отмеченных проблем определяют целесообразность проведения настоящего исследования и предопределяют цель, задачи и структуру работы.
Целью исследования является исследование теоретических основ антикризисного управления банковским сектором и разработка путей совершенствования антикризисного управления банковским сектором в России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
*
*
Тем не менее, предприятия испытывают инвестиционный дефицит. Одной из его причин является рост банковских рисков, что требует более подробного изучения качества кредитного портфеля российских банков.
Российские банки за рассматриваемый период наращивали портфель корпоративных кредитов, в т.ч. в посткризисный период. Рост портфеля объясняется повышенным спросом на банковские кредиты со стороны предприятий, который обусловлен необходимостью :
- восстановления после кризиса 2008г.;
- замены или восстановления основных фондов;
- расширения производства и приобретением новых технологий и др.
Однако количественный показатель не позволяет сделать вывод о качестве кредитного портфеля и оценить уровень риска размещаемых банками активов.
Отметим, что оценка кредитного портфеля может осуществляться по нескольким показателям, среди которых объем резервов под возможные потери, величина просроченных кредитов, структура портфеля по категории качества.
Данные факты позволяют судить о том, что уровень риска кредитного портфеля растет, что ведет к стагнации банковской кредитной деятельности, поскольку банки опасаются наращивать кредитный портфель при его неудовлетворительном качестве. В этой связи можно предположить, что основной причиной недостаточного финансирования деятельности предприятий реального сектора экономики является низкое качество кредитного портфеля отечественных банков.
Банки, которые игнорируют данный фактор и изменяют качество кредитного портфеля путем реструктуризации высокорискованных кредитов, усугубляют ситуацию, связанную с уровнем кредитного риска и риска ликвидности. Поэтому при принятии решения о выдаче нового кредита банки обязаны учитывать не только финансовое состояние заемщика, его репутацию и кредитную историю, но и уровень риска собственного портфеля, который может быть ухудшен с каждым новым выданным кредитом.
Основными векторами развития компаний, предлагающих в России банковские услуги, являются создание новых продуктов, активная работа с населением и институциональными инвесторами и минимизация конфликта интересов.
Основными инвестиционными предпочтениями населения являются банковские депозиты, иностранная валюта и недвижимость.
Для повышения интереса населения к финансовым продуктам нужны «переходные» инструменты, в роли которых могут выступить структурированные продукты. Такие продукты должны сочетать в себе основные преимущества традиционных депозитов – простота использования, понятность инструмента и полная сохранность сбережений, и фондовых продуктов – возможность получения сверхдохода при принятии дополнительных ограниченных рисков. Структурированные продукты должны помочь преодолеть существующий барьер между населением и финансовым рынком и привить российским частным инвесторам культуру инвестирования в биржевые активы. Опыт Бразилии и других развивающихся стран показывает, что создание структурированных финансовых продуктов, в том числе долговых инструментов с защитой от инфляции, является перспективным направлением развития финансового рынка.
В настоящее время продвижение структурированных продуктов и инструментов с защитой от инфляции наиболее эффективно осуществить на базе двух крупнейших финансовых структур страны - Сбербанка и Группы ВТБ. Сберегательный банк РФ обладает огромным доверием со стороны населения и должен более активно пользоваться данным преимуществом. Огромная клиентская база клиентов - физических лиц создает великолепный плацдарм для продвижения простейших структурированных продуктов среди населения. Основными клиентами Группа ВТБ являются скорее институциональные инвесторы и частные инвесторы с высоким уровнем доходов, хотя позиции розничного ВТБ 24 также очень сильны. В связи с этим структурированные продукты, предлагаемые ВТБ должны отличаться от продуктов Сбербанка.