Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние иезуитов на Российскую Империю в эпоху Екатерины II
Степень изученности темы.
Несмотря на непродолжительный период пребывания иезуитов в России, и интерес к этой проблеме в российской науке значительный. Традиционно все исследования этого вопроса делят на труды защитников Ордена (сами иезуиты, либо ученые, которым эти идеи оказались близки) – Г. Бемер, Г. Моно, М. Инглот, М. Леруа, А. Перроа, и др. Вторая группа это противники, критики, «обличители» Ордена иезуитов, учитывая, что традиции православия в нашей стране очень сильны, данная группа представлена очен6ь широко, например, в данной работе использованы труды – А.Р. Андреев, Т. Гризингер, В.Б. Лушпай, Д.Е. Михневич, М.Я. Морошкин, Ю.Ф. Самарин, Э. Суттнер, А. Тонди, И.В. Чуркина, Д. Шлафли и др.
Первые работы, посвященные изучению деятельности иезуитов в России относятся к середине ХIX века.
Одним из первых об иезуитах высказался Ф.И. Тютчев в статье "Римский вопрос" (1850 г.), опубликованной на французском языке и вызвавшей целую бурю откликов (на русском языке впервые опубликована в 1886 г.). Надо сказать, что на Западе к тому времени об иезуитах были написаны тысячи работ. Можно вспомнить полемику французского религиозного мыслителя и ученого Б. Паскаля (1623–1662) с иезуитами в его книге "Письма к провинциалу" (1856 г.). Она отличалась неприкрытым отвращением к ним, неприятием какой-либо смеси лжи и истины. Особо резкой критике в "Письмах..." подвергалась так называемая казуистика (своеобразная моральная наука) в интерпретации иезуитов.
*
*
Екатерина II проявляла огромный интерес к образованию и воспитанию молодёжи. Она вполне искренне полагала (особенно в начале своего царствования), что просвещение способно изменить человеческую природу к лучшему.
Между тем при восшествии Екатерины на престол система народного просвещения в России находилась в жалком состоянии. В немногочисленных начальных школах преподавали в основном духовные лица низкого ранга.
Следующую ступень представляли собою школы епархиальные, созданные Петром I по образцу европейских. В 1764 г. их насчитывалось 26, в них обучалось около шести тысяч воспитанников, в основном выходцев из духовного сословия. При Петербургской академии наук и при Московском университете существовали собственные гимназии, где готовили к обучению в университете. В петербургскую гимназию принимали представителей всех слоёв населения. Так же обстояло дело и в одной из московских гимназий, тогда как вторая была доступна только для детей дворян. С открытием Петербургской академии наук в 1758 г. простолюдины получили ещё одну возможность приобщиться к искусствам и наукам .
Екатерина мечтала о такой образовательной системе*
*
*
Расцвет Ордена иезуитов в России пришелся на правление Екатерины Второй и был связан с рядом причин:
- политический маневр императрицы, желавшей получить инструмент давления на католический мир;
- попытка мирного и добровольного присоединения Западных территорий (преимущественно католических) к Российской империи;
- надежда на помощь иезуитов в просвещении России (реформирования системы образования и воспитания).
Симпатия Павла первого к иезуитом стал результатом не тонкой политики, а итогом сильного влияния последних на идеологически слабого императора.
Следует признать, что, несмотря на малочисленность иезуиты оказали заметное влияние на некоторые сферы общественной жизни России конца 18 начал 19 вв., в частности, образование, воспитание и культурное развитие.
Положительная роль иезуитов в истории России связана с их участием в формировании целостной системы образования. Российская империя переняла структур системы образования (основные ступени), организацию процесса обучения, методы и технологии обучения, большую часть содержания процесса обучения.
Важно, что в школах иезуитов, кроме сильного блока религиозных дисциплин присутствовал серьезный блок светских, современных дисциплин, в итоге, формировался европейский человек, чего так не хватало России, и к чему стремилась Екатерина.