Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Образ отца и представление о себе, как о будущем отце
Введение
В рамках данной работы рассматривается проблема формирования Образа Отца и особенностей взаимоотношений с ним на формирование у подростков будущих представлений о себе как об отце.
Интерес к изучению данной темы и ее актуальность обусловлены несколькими причинами, но, прежде всего, повышенной важностью и остротой проблемы в современном российском обществе. Несмотря на то, что проблема отцовства существовала и была актуальна во все времена и во всех культурах, современное ее состояние требует особого повышенного внимания.
Традиционно в России одной из важнейших функций отца традиционно считалось материальное обеспечение семьи, поэтому в современном обществе отцы традиционно уделяют меньше внимания, чем матери, как семье в целом, так и детям в частности, вследствие нескольких возможных причин.
Современный человек (взрослый, родитель), житель мегаполиса, больше сосредоточен на работе, карьере, финансовом благополучии с одной стороны. С другой стороны, сами дети погружены в альтернативную реальность, имея перед собой огромное количество коммуникативных устройств, видеоигр «интересных» телепередач и т.д., что в значительной степени занимает большую часть их свободного времени.
Не вдаваясь в обсуждение о том, что является здесь причиной, а что следствием, значение этих суррогатов в психической жизни едва может сравниться со значением фигуры отца в роли воспитания и психическом развитии подростков. Сыновья во многом копируют модели поведения и образ мышления своих отцов, посредством идентификации. Для молодых людей любых возрастов важен положительный образ отца.
.....................
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования Образа Отца у подростков
1.1 Понятие «Образ отца»
Прежде всего, обратимся к определению «Образа Отца», которое приводится в разных источниках разное определение.
Понятие «образа отца» в психологической науке сложилось исторически. Причем исследователи отмечали, что возникновение данного феномена не связано с существованием или отсутствием отца в реальной жизни. Так, еще А. Фрейд обнаружила фантазии об отцовском образе у детей – воспитанников детского дома, не знавших реального отца. Было отмечено, что, как правило, что воспитанники интернатных учреждений склонны идеализировать образы родителей, в том числе отца. Многие дети, несмотря на то, что редко видятся с отцами, ведущими асоциальный образ жизни, отзываются о них положительно, переживают за них и хотят чаще видеться.
В трудах последователей А.Фрейд - представителей детского психоанализа данный образ представляется как феномен сознания ребенка, который содержит элементы реальных и идеальных представлений об отце, оценку стилей его поведения и достижений. Гармоничность образа проявляется в близости структуры и содержания идеального и реального образов. Образ отца регулирует содержание и форму отношений с отцом, побуждая ребенка к определенным поступкам.
Образ характеризуется сложной структурой и содержанием, имеет гендерную специфичность и изменяется в зависимости от возраста ребенка. У подростков образ менее дифференцирован по сравнению со взрослыми людьми, у мальчиков-подростков образ отца менее дифференцирован по сравнению с девочками-подростками. ...............