Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Нейропсихологический анализ когнитивного развития детей старшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями и негрубыми органическими нарушениями (1 глава)
Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацеленное на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин «нейропсихология» применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и к работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).
Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. По представлениям А.Р. Лурия, это одна из самых эклектичных дисциплин психологии[18], пересекающаяся с исследованиями в области философии (особенно философии разума), нейробиологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственных нейронных сетей)...
В общенаучной трактовке минимальные мозговые дисфункции – это незначительные нарушения в структуре головного мозга человека, иными словами, нарушения в развитии мозга [1]. Для того чтобы подробнее осветить проблему влияния ММД на когнитивное развитие старших школьников, дадим вначале характеристику объективной линии (нормы) когнитивного развития в этом возрасте.
В старшем школьном возрасте созревание центральной нервной системы способствует формированию способности оперировать абстрактными категориями, вырабатывать собственные убеждения, возникает стремление глубже понять причинно-следственные связи между изучаемыми предметами и явлениями. На этой основе мышление становится детализирующим, способным работать планомерно. Однако, несмотря на мобильность нервной системы, для старшеклассников, как и для подростков, остается характерной повышенная возбудимость – процессы торможения уступают процессам возбуждения.Психологи отмечают среди особенностей старшего школьного возраста мыслительную необычность, заметную степень интеллектуальной креативности. Это обусловлено ориентацией современных старшеклассников на поиск новых ассоциативных и новаторских решений, который приводит к умению пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. В связи с этим в данном возрасте формируется новое, ответственное отношение к учению, которое становится основой развития волевых процессов, что позволяет старшекласснику обдумывать свои решения и проводить адекватную поведенческую линию...
Диагноз «резидуальное поражение ЦНС», поставленный старшему школьнику врачом-психиатром или нейропсихологом, главным образомявляется следствием родовых травм и мозговых нарушений. Как указывает А.Е. Личко[17], проявляется расстройством ассоциативного мышления, а в более тяжелых случаях неврологическими расстройствами. В качестве снижения степени влияния на когнитивное и общепсихическое развитие применяются различные элементы педагогической коррекции, упражнения на концентрацию внимания искорость мыслительных реакций, полезны занятия с психологом и логопедом.
Последствия поражения центральной нервной системы прежде всего зависят от степени заболевания. Возможно как полное выздоровление, так и задержка психического, моторного или речевого развития у школьника, различные неврологические реакции. Заметим, что если данный диагноз был поставлен в младшем школьном возрасте или еще раньше, то особую важность приобретает получение ребенком курса полноценной реабилитации...