Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-психологические особенности профессиональной направленности личности
Введение
Актуальность.
Резко возросшие в последнее время требования к профессионализму специалистов с высшим образованием стимулируют поиски новых подходов в оказании помощи и поддержки студентам, находящимся на этапе профессионального обучения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс как жизненного, так и профессионального самоопределения молодого человека, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения.
Для организации такой психологической поддержки требуется знание социально-психологических особенностей профессионального самоопределения молодого человека на этапе обучения в вузе, что позволит решить проблему построения такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Отдельные вопросы и аспекты формирования профессиональной направленности личности в той или иной степени уже исследовались ранее педагогами и психологами, социологами, философами. Анализ отечественных литературных источников свидетельствует, что исследование профессионального самоопределения осуществляется в рамках нескольких направлений, среди которых следует выделить социологическое (В. В. Водзинская, И. С. Кон, М. Х. Титма), профориентационное (Е. И. Головаха, А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир), жизнедеятельностное (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург), направление профессионального развития (А. А. Деркач, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Т. В. Черникова, Ю. П. Поваренков, Э. Ф. Зеер).В зарубежной литературе, посвященной данной проблеме, следует отметить работы Е. Бордина, А. Маслоу, Д. Сьюпера, Д. Тидемана, О'Хара, Дж. Холланда, Э. Шпрангера, Э. Роу, З. Фрейда, Э. Эриксона, Э. Фромма и др.
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологических особенностей профессиональной направленности личности
1.1. Понятие профессиональной направленности
Понятие «направленность личноcти», введенное в научный обиход С.Л. Рубинштейном, получило свое развитие, прежде всего, в выделении различных видов направленности. В частности, в психологической литературе представлены и описаны личностная, коллективистская, деловая (Б. Басс, В. Смекал и М. Кучер, М.С. Неймарк), гуманистическая, эгоистическая, депрессивная, суицидальная (Д.И. Фельдштейн, И.Д. Егорычева) направленности. Особое место отводится исследованию профессиональной направленности личности (Ф.Н. Гоноболин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Н.В. Комусова).
Ученые по-разному подходят к определению сущности профессиональной направленности:
− включают в нее кроме мотивов, потребностей, интересов и идеалов, широкий кругозор и любовь к своей профессии, а также эмоционально-волевую готовность к ней (Н.Д. Левитов);
− рассматривают как систему эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих ее к утверждению в профессиональной деятельности (Л.М. Митина);
− раскрывают через мотивационную сферу: мотивы, профессиональные намерения и интересы, готовность к выбору профессии и труду (А.К. Маркова);
− обосновывают как положительное отношение к профессии, базирующееся на общественно значимой мотивации и обеспечивающее формирование активного профессионального интереса, и удовлетворенность трудовой деятельностью (Н.И. Имаева, Т.В. Невская, Г.К. Крюкова, В.И. Кустова) [22, с. 87].
Заключение
Таким образом, в ходе теоретического анализа было выявлено, что существуют различные подходы к определению сущности профессиональной направленности:
− расширение понятия за счет включения в него широкого кругозора и любви к своей профессии, а также эмоционально-волевую готовность к ней;
− это система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих ее к утверждению в профессиональной деятельности;
− это мотивы, профессиональные намерения и интересы, готовность к выбору профессии и труду;
− это положительное отношение к профессии, базирующееся на общественно значимой мотивации и обеспечивающее формирование активного профессионального интереса, и удовлетворенность трудовой деятельностью.
В общем, профессиональная направленность понимается как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности–неудовлетворенности человека своей профессией.