Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности развития игровой деятельности у детей в условиях разновозрастной группы
Введение
Актуальность.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В рамках игровой деятельности происходит социализация ребенка, развития важнейших психических функций – памяти, мышления, восприятия, коммуникативных навыков и т.д., то есть ее значение сложно переоценить.
В детском саду игровой деятельности отводиться ведущее место, и ее правильная организация и развитие навыков игровой деятельности – важнейшая задача специалистов ДОУ. При этом учитываются особенности каждой конкретной группы детского сада, уровень развития детей, психологические особенности, возраст, половой состав и т.д. Одним из факторов, который также определяет особенности организации игровой деятельности – это разновозрастная группа, такие группы чаще всего комплектуются в условиях сельского детского сада. Для воспитателей существует сложность в организации и руководстве детской игрой разновозрастном коллективе из-за разности игровых интересов детей, особенностей общего уровня развития. Однако, разновозрастный детский коллектив имеет и большой потенциал для развития игровой деятельности, особенно это касается детей раннего и младшего дошкольного возраста, которые совместно с более старшими детьми быстрее и успешнее овладевают многими игровыми умениями и навыками. Для детей старшего возраста такое взаимодействие полезно с точки зрения развития коммуникативных навыков, эмпатии, положительного отношения к младшим детям, самостоятельности.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития игровой деятельности детей в условиях разновозрастной группы
1.1.Психологические особенности дошкольного возраста
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет). В психологической литературе детально представлено дошкольное детство, особенно полно оно описано в исследованиях Г.С. Абрамовой [2], Л.И. Божович [9], В.С. Мухиной [40], Л.Ф. Обуховой [44], Д.Б. Эльконина [69] и др.
Обращение к работам данных исследователей позволило выделить важнейшие психологические особенности детей дошкольного возраста.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Речевое развитие характеризуется увеличением словарного запаса и способностью понимать обобщённое значение слов. Внимание и память непроизвольные.
Дети этого возраста высокочувствительны к физическому дискомфорту.
Объектом познания в этом возрасте являются непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство. Познание происходит в основном через манипулирование предметами, разбор предметов на части, поэтому условием успешного развития является разнообразие развивающей сферы [11, с. 65].
Заключение
Анализ теоретической литературы показал, что Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.