Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ответы на вопросы к госэкзамену
2. Основные научные школы и направления теории управления
Школа научного управления:
Создана Ф. У. Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, системати-ческом учете».
Ф.У. Тейлор считал, что необходим научный подход к организации труда. Это предполагает ис-пользование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной ин-формации и выявление резервов роста производительности труда.
В результате руководитель получает возможность устанавливать нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительно-сти).
Для повышения эффективности производства необходимо сотрудничество администрации и ра-бочих: оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу. Сле-дует, считал Ф. Тейлор, вводить систему распределения труда и персональную ответственность за по-рученное дело. В результате реализации положений этой научной школы на одном из сталелитейных заводов за три с половиной года производительность труда выросла в 2 раза. Объем работ, который ра-нее выполняли 600 чел., стали делать 140 чел. Возросло качество продукции, снизились расходы на производство.
Школа административного управления:
Основана на научном подходе, разработанном Анрн Файолем, главная идея которого – рацио-нальное, построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, четкое оп-ределение следующих функций управления: техническая (технологаческая) деятельность; коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен); финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное использование); защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятель-ность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика); административная деятельность (воздействие на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение, пла-нирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
2. Природа и сущность организации. Развитие организационной науки.
Роль организации в жизни современного общества. Определение понятия организации.
Девятнадцатый век ассоциируется у человечества с именами великих личностей – Наполеона, Эдисона, Пушкина, двадцатый век останется в нашей памяти веком «суперорганизаций», в корне изме-нивших материальную основу человеческой жизни. Практически за каждым из значительных достиже-ний двадцатого века стоит не гений – одиночка, а мощь организации. Только в рамках современной ор-ганизации, объединяющих и координирующих усилия сотен и даже тысяч талантливых и высококвали-фицированных людей, стало возможным осуществление проектов.
Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни, в организациях – детских садах, школах, институтах, учреждениях, клубах, партиях – большинство людей проводит ог-ромную долю своего времени. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию и услуги, потребляя которые, человеческое общество живет и развивается; организации (называемые государст-венными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; орга-низации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов. В конце ХХ века организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Если рево-люции (духовные и политические) ХIХ века превратили человека из существа патриархального в обще-ственное, то революции нынешнего века сделали его человеком организации.
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий организационной науки.
Организация (от латинского organnizo – сообщаю, устраиваю) может быть определена как разно-видность социальных систем, объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.
Организация – это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
Организация – объект и субъект общества. Термин «организация» используется в нескольких значениях: деятельность, результат деятельности, область деятельности. С другой стороны, под органи-зацией понимают некоторое социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных хозяйственных, коммерческих или некоммерческих целей.
Именно в таком качестве термин «организация» используется в Гражданском кодексе Россий-ской Федерации при определении понятия юридического лица: «Юридическим лицом признается орга-низация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ-ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени при-обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком» (статья 48, п. I). Далее, в статье 50, п. 1 указывается, что различаются коммерче-ские организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», и некоммерческие, «не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие по-лученную прибыль между участниками».
Таким образом, организация как некое социально-экономическое образование может выступать в качестве юридического лица и считаться таковой (организацией), даже не будучи ориентированной, на извлечение прибыли. Однако в любом случае, прежде чем стать юридическим лицом, организация должна быть образована. И в этом качестве она уже может рассматриваться как результат организаци-онной деятельности.
2. Институт Президента в системе государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верхов-ным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конститу-цией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Правовой статус
Президент России – единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.
Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.
Наряду с полномочиями главы государства президент Российской Федерации имеет право пред-седательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать пору-чения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами испол-нительной власти.
В отличие от конституции Пятой французской республики, где политику государства определяет и проводит правительство, а президент почти всегда председательствует на его заседаниях, президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конститу-ции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, оп-ределенную президентом в его указах.
Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обяза-тельны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально прави-тельство – «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направ-ления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «факти-ческим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава ис-полнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномо-чиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:
«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполне-ние.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).
«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).
6. Система судебной власти в Российской Федерации
Судебная власть в Российской Федерации:
• осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
• самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
• осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уго-ловного судопроизводства.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
• установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Феде-рации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федераль-ными законами правил судопроизводства;
• применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конститу-ционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
• признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судеб-ных постановлений, вступивших в законную силу;
• законодательного закрепления единства статуса судей;
• финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
• Суд общей юрисдикции – это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголов-ным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, под-судным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.
• К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее вре-мя в РФ создаетсяСпециализированный суд по интеллектуальным правам[1]. В концепции развития су-дебной системы предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных судов.
• Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосу-дие»).
Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции и в апелляционном порядке. Он явля-ется непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, дейст-вующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, рай-онах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться на-грузкой на судей по разрешению дел. До тех пор пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судеб-ные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ. В ведении районных судов входят реше-ния по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения - залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве от-дельных следственных действий - обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправ-ления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законно-сти, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объ-ем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, не-зависимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК - подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верхов-ному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98% от 5 миллионов гражданских дел, еже-годно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), рай-онным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производст-ва.
4. Организационные основы местного самоуправления
Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономиче-ские, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых обра-зует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муници-пальная власть.
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация прак-тической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.
Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой со-вокупность муниципально-правовых норм-принципов, принятие которых в соответствии с Конституци-ей РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Организационные основы должны соответствовать возложенным на органы муниципального об-разования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соот-ветствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.
Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, за-крепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, уста-навливающих:
1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);
2) общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;
3) основы организации муниципальной службы;
4) особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом.
В отличие от экономических основ организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдель-ную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы мест-ного самоуправления, находятся во всех главах Закона.
3. Государственная кадровая политика
Кадровая политика – совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:
• правилах внутреннего распорядка
• коллективном договоре.
• Сегодня острейшей проблемой становится разработка новой кадровой политики, сориен-тированной на организацию социального управления, приоритет социальных ценностей, социальной политики.
• Конечной целью проводимых реформ является не рынок, а благополучие народа, каждого человека. Пока самым слабым местом проводимых реформ являются социальная политика и управле-ние. И многое здесь упирается в кадры, в их социальную некомпетентность.
• Цели кадровой политики можно сформулировать следующим образом:
• безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, КЗОТа, типовых правил внутреннего распорядка и других докумен-тов, принятых высшими органами по этому вопросу;
• подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспече-ния основной хозяйственной деятельности требуемым числом работников необходимого профессиона-лыю-квалификационного состава;
• рациональное использование кадрового потенциала, имеющегося в распоряжении пред-приятия, организации, объединения;
• формирование и поддержание работоспособных, дружных производственных коллекти-вов, разработка принципов организации трудового процесса; развитие внутрипроизводственной демо-кратии;
• разработка критериев и методики подбора, отбора, обучения и расстановки квалифициро-ванных кадров;
• подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
• разработка теории управления персоналом, принципов определения социального и эконо-мического эффекта от мероприятий, входящих в этот комплекс.
• Сегодня кадровая политика начинает охватывать области, ранее не учитывавшиеся в кад-ровой работе. Это сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми обще-ственными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную от-дачу персонала, и т.п.
• Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.
7. Управленческая культура: понятие и способы формирования в системе государственного и му-ниципального управления
Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное установление и прак-тическая деятельность.
Слово "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В ши-роком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководи-теля. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руко-водителя.
Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типи-ческих для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров да-ли мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формирова-нии, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них:
1) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;
2) моральные нормы – регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали
3) организационные нормы – устанавливают структуру организации, состав и порядок деятель-ности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации
4) экономические нормы – регулируют экономическую деятельность организации.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру.
Авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) этого требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на автори-тарные методы руководства. Ведь при всех «издержках» данному стилю присущи и немаловажные дос-тоинства:
обеспечивает четкость и оперативность управления;
создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
эффективен при решении однообразных, рутинных задач;
минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
оправдан при большом разрыве в уровне образования и компетентности руководителя и подчи-ненных;
в недавно созданных предприятиях позволяет быстрее справиться с трудностями становления.
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя высокой ответствен-ности, строгого самоконтроля, широкого предвидения, развитой способности принятия решений, хоро-ших организаторских качеств и способности проводить решения в жизнь.
6. Электронные услуги.
Электронные услуги – это услуги, которыми можно воспользоваться в том случае, если у вас есть компьютер или другое подобное устройство с возможностью доступа к сети Интернет. Государствен-ные услуги в электронном виде предоставляются через единый государственный портал государствен-ных услуг. Вся информация, подаваемая в электронном виде, направляется сотрудникам соответствую-щих органов для последующей обработки.
Предоставление электронных услуг государственного образца выглядит следующим образом. Сначала гражданин проходит процедуру регистрации на государственном портале. Сделать это необхо-димо только один раз, а в дальнейшем потребуется просто обращаться на портал в случае необходимо-сти по любым вопросам (в том числе, для пользования муниципальными услугами). После регистрации гражданину необходимо выбрать нужный тип государственных услуг и направить заявление в соответ-ствующий раздел. Принцип предоставления муниципальных электронных услуг во многом схож с госу-дарственными их аналогами.