Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История русского языка
Введение
Язык представляет собой постоянно развивающуюся многоуровневую динамичную систему. С течением времени многие слова и выражения переходят с одного уровня языка на другой, либо теряя в популярности и употребительности, либо завоевывая их. Свидетельством этому являются постоянные изменения в языке, а именно: изменение лексикона, которое проявляется в исчезновении, появлении или видоизменении слов, выражений и их значений.
Несмотря на длительную историю исследований и наличие весомого количества трудов, посвящённых изучению различных аспектов особенностей изменения и развития русского языка, в этой области всё ещё остаётся множество проблем и спорных вопросов, требующих к себе более пристального внимания...........
1. История русского языка
1.1. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании
Язык представляет собой закономерно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему знаков, которая выступает в качестве основного средства общения и способная выразить все представления человека о мире.
Термин язык имеет два основных значения:
1) язык вообще как единое, общечеловеческое явление;
В первом значение язык представляет собой абстракцию представления об общих свойствах всех конкретных языков.
2) язык конкретный так называемый этнический, то есть язык определенного народа: русский, английский, немецкий, армянский, адыгейский.
Любой язык представляет собой определенную совокупность знаков. Можно выделить следующие два типа знаков: естественные и искусственные.
Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений и являются их признаками.
Например: красная роза.
Искусственные знаки условны. Они создаются специально для сообщений какой-либо информации. Например: школьный учебник, шесть золотых колец.
Языковой знак - это материально идеальное образование, единство звуков и значения. Сам предмет в языковой знак не входит, в процессе речи человек пользуется не предметами, а знаками, их замещающими.
............
1.6. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач
В повседневной жизни у человека постоянно возникает необходимость, потребность, желание сказать что-либо другому, спросить о чем-то. Воз¬никает речь, направленная к другому, - общение, для которого нужна та сумма условий и обстоя¬тельств, которую называют коммуникативной си¬туацией.
К сожалению, часто неизбежными спутника¬ми естественного общения являются недопонима¬ние, неумение слушать, неумение выразить свои мысли.
Языковые ошибки - это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Под коммуникативной неудачей можно понимать «полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление ком¬муникативного намерения говорящего». В недопонимании обычно виноваты оба партнера - и производящий, и воспринимающий текст, но все же основная причина коммуникатив¬ной неудачи кроется в трудностях понимания.
Существует ряд факторов человеческого об¬щения, которые ведут к возникновению коммуни¬кативной неудачи. Часто причины возникновения коммуникативных неудач следует искать не толь¬ко в высказывании говорящего, но и в непосредст¬венном восприятии этого высказывания реципиен¬том.
Прежде всего, как речевая компетенция обоих коммуникантов, так и их фоновые знания и пред¬ставления о мире могут не совпадать. Это может привести к тому, что смысл и референция, кото¬рыми говорящий снабжает свое высказывание, не совпадают с тем, который приписывает высказы¬ванию реципиент. В этом случае можно сказать, что говорящий не учитывает фактор адресата, в результате чего возникает коммуникативное рассогласование внутри диалога. Интерпретируя вы¬сказывание реципиент, следуя неверно выбранно¬му фрейму, с которым должен соотноситься со¬бытийный план высказывания, соответственно неправильно выводит значение всего речевого акта. ...............
Заключение
На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
Язык представляет собой закономерно возникшую в человеческом обществе и развивающуюся систему знаков, которая выступает в качестве основного средства общения и способная выразить все представления человека о мире.
Любой язык представляет собой определенную совокупность знаков. Можно выделить следующие два типа знаков: естественные и искусственные.
Знаки подразделяются по материалу и назначению. Основных знаковых систем, без которых не может возникнуть общество и сложиться культура, сравнительно немного, но на их основе развиваются новые знаки и знаковые системы.
С завершением советской эпохи исчезают из активного речевого употребления советизмы, активно возвращаются в речь слова, находившиеся в советский период на периферии общественного языкового сознания. В современной языковой ситуации есть и явления, вызывающие тревогу: иностранные заимствования, употребление сленга и жаргона.
Можно выделить следующие основные особенности создания норм национальных языков:
.............