Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Красота в искусстве" по работе В. Соловьева "Общий смысл искусства"
ВВЕДЕНИЕ
В основе всего философского творчества Вл. Соловьёва лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни», на основе «цельного знания» и «цельного творчества». И путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии, т.е. в единстве знания, опыта и веры. Как религиозный философ он характеризует божественное начало как «вечное всеединое», отмечает, что все сущее мира содержится в Боге, ибо всеединство есть не что иное, как «единство и все», т.е. единство во множественности. «Все существует во всем. Каждая отдельная вещь – частичное проявление всего мира в целом. Первоединое же все обнимает и поэтому есть все».
Эпоха, утратившая устремление к Красоте, одновременно теряет как понимание Истины, так и пренебрегает Добром, подменяя его либо суммой законнических предписаний, либо открыто исповедуя нравственный релятивизм. Напротив, расширение эстетического измерения душевной жизни является однозначным показателем преобладания духовного принципа, освобождающего человека от погружения в иллюзорный мир внешних восприятий. .........
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ КРАСОТЫ В ИСКУССТВЕ В. СОЛОВЬЕВА
Статья Соловьева начинается цитатой «Дерево, прекрасно растущее в природе, и оно же, прекрасно написанное на полотне, производят однородное эстетическое впечатление, подлежат одинаковой эстетической оценке, недаром и слово для ее выражения потребляется в обоих случаях одно и то же. Но если бы все ограничивалось такой видимою, поверхностною однородностью, то можно было бы спросить и действительно спрашивали: зачем это удвоение красоты? Не детская ли забава повторять на картине то, что уже имеет прекрасное существование в природе?»
Соловьёв понимает творчество как связующее звено между красотой природы и идеальной красотой, которая должна быть достигнута человечеством. Статья Владимира Соловьева «Общий смысл искусства», написанная в 1890 г., позволяет не только лучше осознать смысл лабиринтного пути, проделанного европейским искусством вплоть до нашего времени, но и заглянуть далеко в будущее. Понимая несовершенство материального мира, Соловьёв говорил, что целью искусства, целью творчества является преодоление этого несовершенства, поэтому в истинном произведении искусства красота мира должна быть четко выражена, выявлена, одухотворена и увековечена.
......