Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Искусство европейского модерна: преобразование мира по законам красоты
Введение
Модерн (от фр. moderne, — новый, современный) — наименование стиля, который получил широкое распространение в искусстве конца XIX начала XX веков, главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия — отсюда и название.
В течение короткого срока, пережив периоды становления, расцвета и угасания, этот стиль, тем не менее, охватил искусство многих стран и оставил заметный след в различных национальных культурах. В каждой стране складывается свое название стиля. В Бельгии, Франции — "Ар-Нуво", в Англии — "Новый стиль", в Австрии — "Сецессион", в Италии — "стиль Либерти". Немецкий "Югендстиль" - производное от названия журнала "Юность" известного в Мюнхене. В Испании модерн называли "модернисмо", в России же — "стиль модерн".
С французкого moderne - новейший, современный - стиль в европейском и американском искусстве второй половины XIX - начала ХХ в. Во Франции назывался "ар нуво", в Германии - "югендстиль", в Австрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Испании - "модернисмо".Основой модернизма был неоромантизм, возродивший романтические идеи противостояния общества и отдельного индивида, особой миссии художника и ведущей роли прозрения в создании произведения искусства.
Выдвигая идею преобразования мира посредством красоты и гармонии, теоретики модерна призывали к синтезу искусств как к единственному средству, способному решить данную задачу.
Живопись модерна отличается плоскостностью, орнаментальностью, возникающей из гармонии целого и натуралистических или иллюзионистических деталей.
Особый декоративный эффект придает этой живописи сочетание цветовых, подчас почти монохромных плоскостей и опутывающих их мощных контурных линий, образующих затейливое переплетение, весьма напоминающее прихотливую ткань тонкого кружева.Чрезвычайно яркий, образный, живописный язык модерна как никакой другой подходил для художественного воплощения образов и идеалов символизма.С живописью модерна связаны имена таких художников, как П.Гоген и участники группы "Наби" (М.Дени, П.Боннар, Э.Вюйар, П.Серюзье и др.) во Франции, Г.Климт в Австрии, Э.Мунк в Норвегии, Ф.Ходлер в Швейцарии, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, К.А.Коровин, отчасти В.А.Серов и члены группы "Мир искусства" (Л.С.Бакст, А.К.Бенуа, К.А.Сомов) в России.