Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Феномен модернизма, его соотношение с культурой Просвещения и романтизма
Введение
Модернистский взгляд на культуру и человека сформировался во второй половине ХIХ века в противостоянии с позитивизмом, социологизмом, классическим искусством и естественно материалистической установкой.
Модернизм традиционно понимался как художественное направление конца XIX — начала ХХ века. Сарабьянов Д.В. отмечает, что стиль модерн окончательно утвердился в 80-90-е гг. XIX века . Подобное понимание модернизма даёт нам искусствоведение, однако, для философского анализа модернизма как интеллектуального течения подобное понимание не может считаться всецелым и удовлетворительным, так как собственно специфика философии модернизма, которой наша курсовая работа, не может быть раскрыта в рамках искусствоведения.
Следовательно, необходимо рассмотреть более подробно феномен модернизма в философии, так как история философия является самостоятельной дисциплиной, а значит, не должна перенимать хронологию других (смежный) наук, но способна предложить собственное понимание историко-философского процесса развития теоретической мысли.
Модернизм был первым течением, охватившем все сферы культуры и ориентированным на синтез религиозный, философских и искусствоведческих идей: именно модерн создаёт идею единой религии, основанной на синтезе оккультизма, мистики и христианства, единого искусства (Р. Вагнер, С. Дягилев), единой (для всех времён) философии (Ф. Ницше).
Модернизм является, прежде всего, идеологическим течением, поэтому в работах многих философов, социологов, теологов, лингвистов, экономистов этого периода мы можем обнаружить прямой или косвенное влияние модернизма. В данной работе мы остановлюсь на рассмотрении наиболее ярких представителях модернизма.
В рамках данной работы мы принимаем определение модернизма как общекультурное течение (идеологию) конца XIX — XX вв., ориентированную на современность, то есть признающую приоритет современного над традиционным.
Модернизм делает ставку на иррациональное мышление. Получается определённый круг: античность (рациональное) - средневековье (иррациональное) - просвещение (рациональное) - модернизм (иррациональное). Модернизм выступает в качестве оппонента всей рациональной традиции. Модернизм - это реакция на пафос заданный просвещением. С позиции все явления объяснялись и представлялись очень просто, модернизм же был категорически против просто объяснения. Модернизм свои философские основы формировал в рамках 19-го века, но приобрёл серьёзное значение лишь в 20-ом. Модерн и модернизм - определённое состояние европейской культуры. Модерн - короткий отрезок времени на рубеже 19-20 веков, затрагивающий лишь искусство, он является одним из проявлений модернизма, поэтому понятие модернизм куда шире понятия модерн. Модерн как некая философия из всех областей культуры предпочитает сферу искусства.
Цель курсовой работы – рассмотреть феномен модернизма, его соотношение с культурой Просвещения и романтизма.
Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие конкретные задачи:
- раскрыть историко-философские проблемы определения модернизма;
- определить влияние идеологии модернизма на философию постмодернизма;
- рассмотреть соотношение модернизма с культурой Просвещения;
- привести пример модернистской философии Шопенгауэра и её соотношения с романтизмом.