Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Хейзинга Осень Средневековья
Введение
Хейзинга Йохан (1827-1945)-нидерландский историк, философ, теоретик культуры. Автор игровой концепции культуры: игра-источник культуры, «культура первоначально разыгрывается». Игровые инстинкты присущи человеческой природе. С ними связано восхождение к более высоким формам культуры. В игре рождаются великие движущие силы культурной жизни: право и порядок, общение, предпринимательство, ремесло и искусство, наука и.т.д. Игра - необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал и определяет духовную жизнь эпохи. Но играть необходимо по правилам.
Книга видного голландского историка Йохана Хёйзинги, впервые вышедшая в свет в 1919 г., выдержала на родине уже 29 изданий, была переведена на все европейские языки. В России выходит третьим изданием с подробным научным аппаратом. "Осень Средневековья" посвящена описанию феноменов культуры Позднего Средневековья с подробной характеристикой деталей обихода и жизни простых горожан и именитых особ. Источниками описания послужили литературные произведения известных фламандских, французских и немецких авторов, документы из официальной и частной переписки.
Если представить себе некую идеальную библиотеку, где собраны все книги, так или иначе повлиявшие на интеллектуальное развитие европейской культуры; библиотеку, где книги расставлены не по алфавиту, а по внутренней близости, сходству, смысловой конгруэнтности, то “Осень Средневековья” будет следовать сразу за “Закатом Европы” Освальда Шпенглера. И дело даже не в том, что шедевр Хейзинги был напечатан всего через девять месяцев после шедевра Шпенглера. Конечно, оба этих сочинения порождены примерно одним историческим контекстом — предвоенной и военной Европой; конечно, их авторы безошибочно уловили аромат эпохи — упадок гуманистической европейской культуры XIX века, воплотившийся в тупое озверение мировой войны. Современники поняли, что хейзинговская “осень” и есть шпенглеровский “закат”. И что у одного зовется “Европой” (или “Западом”), то у другого зовется “средневековьем”. Но роднит эти книги совсем другое. И Шпенглер, и Хейзинга одними из первых распознали, что время многотомных трудов, пересказывающих всемирную историю, закончилось.
Шпенглер, как бы паря над историей, заковывал ее в свои абстрактно-логические схемы; Хейзинга — любовно подбирал бесчисленные примеры частной и общественной жизни подданных бургундских герцогов 14–15 веков. Несколько старомодный гуманизм Хейзинги, чуравшегося всяческих философических спекуляций, особенно немецких, противоположен высокомерному ницшеанству Шпенглера. Даже стиль “Осени Средневековья” несколько старомоден — автор намеренно стилизует свое сочинение “под средневековье”: так стилизовали свои произведения художники, дизайнеры и архитекторы упоительно- благополучного фин-де-съекля — эпохи “модерна” и “ар нуво”.
Тем не менее, несмотря на свою специальность и некоторую старомодность, “Осень Средневековья” была и остается одной из наиболее актуальных книг в западной культуре. Почему? Прежде всего потому, что, сочиняя книгу об умирании средневековых форм мышления и быта, Хейзинга сочинил книгу об умирании той Европы, которую он знал — старой, довоенной Европы. “Осень Средневековья”, безусловно, миф; Хейзинга придумал роскошественный закат средневековой Бургундии точно так же, как за сто с лишним лет до него немец Новалис сочинил золотое царство единой христианской средневековой Европы или как почти за восемьсот лет до него Гальфрид Монмутский сочинил легендарного короля Артура и его великую империю. Бургундия 15 века для Хейзинги и есть аллегория всей европейской культуры, всей европейской истории; о ее осени он и написал эту книгу. Только вот миф голландского историка получился не всемирно-историческим, а частным, приватным, так сказать, для личного пользования; как писал отечественный исследователь творчества Хейзинги А.Михайлов: “Новый образ истории, даже если он достигает порой величия и величественности, внутри себя покоится на некоторой камерности”. Рискну сказать, что после Хейзинги европейская история и культура стали подлежать приватизации.
В данном реферате раскрываются наиболее важные, аспекты работы Й. Хейзинги «Осень Средневековья».