Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Феноменология городской культуры (на примере средневековых русских и европейских городов)
Введение
Представление о своеобразии средневековой цивилизации и культуры в целом и в деталях дают очень многие сочинения, такие как: «Осень средневековья» Й. Хейзинги; «Цивилизации средневекового Запада» Ж. Ле-Гоффа; «Элементы средневековой культуры» П. М. Бицилли; «Европа в Средние века» Ж. Дюби; «Категории средневековой культуры» и «Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства» А. Я. Гуревича, и мн. др. Основываясь на том, что отмечается этими и рядом других авторов, существуют некие характерные особенности культуры Средних веков, т.е. на то, в чем наиболее ярко выразилась обработанность, оформленность, облагороженность среды и человека, окультуренность природной и искусственной среды обитания, хозяйственной, социальной и политической организации жизни, человеческой телесности, намерений и действий, мыслей и чувств людей
Средние века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец — с ее возрождением в новое время. Он охватывает более тысячелетия — с V по XVI в. и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. Соответственно выделяют этапы раннего (V—IX вв.), зрелого (X—XIII вв.) и позднего (XIV—XVI вв.) средневековья. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры нового времени — эпохи буржуазного производства.
В основе феномена городской культуры, а именно средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: собственной культуры «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало) и культурных традиций Западной Римской империи (романское начало). К этим традициям относят мощную государственность, право, науку и искусство, а также христианство, которое иногда выделяют в качестве самостоятельного начала. Культура Рима усваивалась во время его завоевания «варварами», взаимодействовала с традиционной языческой родоплеменной культурой народов Северо-Западной Европы. Взаимодействие этих начал дало импульс становлению собственно западноевропейской культуры.
Она формировалась как целостность: на базе феодальной формы собственности, основанной на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.); в условиях сословно-иерархической структуры общества, пронизанной сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену; в процессе бесконечных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни; в духовной атмосфере эпохи, где своеобразно переплетались традиции «погибшей» античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранял свою привлекательность и влияние вплоть до нового времени, поэтому рассматриваемая тема курсовой работы «Феномен городской культуры (на примере русских и европейский городов)» является актуальной в настоящее время, без понимания особенностей при формировании средневековой культуры, нельзя понять особенности формирования дальнейших культур.
Целью исследования курсовой работы является раскрытие феномена городской культуры.
Для поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить особенности развития европейских городов в средние века;
- выявить особенности развития русских городов в период средневековья;
- раскрыть особенности средневековой культуры, как феномена городской культуры.