Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Феноменология и динамика стрессовых переживаний у детей младшего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Стресс и ребенок на первый взгляд, понятия несовместимые. Ну, какой стресс может быть у человека, лишенного необходимости просиживать часами в автомобильной пробке, ругаться с продавщицей в магазине, отчитываться за свои, а порой и чужие промахи перед начальством и биться, как рыба об лед, в попытке урезонить подчиненных. И, тем не менее, этот маленький человек также ведет свою общественную жизнь, сталкиваясь с интересами и желаниями других людей, а значит, попадая в стрессовую ситуацию.
Суть стресса в том, чтобы организм быстрее приспосабливался к новой ситуации, находил единственно верное решение. Преодоление стресса у человека проявляется в ряде психологических и физиологических свойств: улучшении внимания, повышении заинтересованности в достижении цели, положительной эмоциональной окраске процесса работы. Но бывает, что ситуация превышает приспособительные возможности человека и тогда наступает то ухудшение самочувствия, которое мы в просторечье и именуем стрессом. У малыша, не имеющего должного иммунитета к стрессам, вызвать оный может любая, самая пустяковая ситуация дома, в школе, в детском саду.
Детство – период необычайно бурного развития. За это время ребёнок учится многим вещам, овладевает некоторыми способностями, приобретает навыки во многих сферах деятельности. В этот период качество многих новообразований определяет то, насколько удачно происходит развитие, насколько благополучно ребёнок научается переживать неудачи и стрессовые ситуации. Конечно, во многом, это зависит не от самого ребёнка, но скорее от тех близких взрослых людей, которые его окружают, прежде всего это родители и воспитатели в дошкольных учреждениях, учителя. Часто, даже замечая то, что с ребёнок испытывает неприятности, неудачи, не каждый взрослый найдёт приемлемый способ, чтобы помочь ему выйти из неблагоприятной ситуации.
Стресс – ситуация очень тяжелая даже для взрослого, а для неокрепшего и еще неопытного ребенка – это ситуация тяжелая вдвойне.
В течение очень долгого времени в России вопросы борьбы со стрессом замалчивались, а о стрессе у ребенка даже не упоминалось. В настоящее время начали появляться публикации о стрессах у детей, однако в большинстве случаев они касаются стрессовых расстройств у детей школьного возраста. Причины, особенности протекания и помощь младшим детям при стрессе является в настоящее время вопросом малоизученным.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена не только необходимостью четкого понимания структуры и течения процесса стрессовых переживаний у детей, но и необходимостью разработки методик их преодоления.
Целью данной дипломной работы является анализ феноменологии и динамики стрессовых переживаний у детей младшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. определены особенности возникновения, протекания стрессовых процессов у детей младшего возраста;
2. проанализированы основные причины появления стресса у детей;
3. охарактеризованы основные методы борьбы со стрессом;
4. проведено исследование, характеризующее возможности борьбы со стрессом у детей младшего возраста.
Дипломная работа написана на 40 листах и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.