Выдержка из работы:
Введение
Актуальность исследования: В настоящее время существует проблема школьных страхов, проявления которых негативно сказываются на успешности обучения младших школьников.
Согласно исследованиям некоторых авторов (С.Я.Рубинштейн, А.Р.Маллер, Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, Л.И.Божович), дети, растущие в условиях эмоциональной неудовлетворенности, связанной с дефицитом внимания к ним, заботы, любви в большинстве случаев развиваются ущербно. На этом фоне легко возникают вторичные поведенческие и личностные расстройства, обусловливающие низкую социальную ориентировку детей, их социальную беспомощность, неэффективные способы поведения и общения со сверстниками, взрослыми, нарушения различных видов деятельности – игровой, трудовой, учебной.
Наиболее актуальными эмоциональными состояниями детей младшего школьного возраста являются вопросы тревожности, боязни или страха. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, гнев. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека, вплоть до "эмоционального паралича".
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы страхов детей младшего школьного возраста
1.1Детские страхи, их характеристика, причины возникновение детских страхов
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность.
-На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.
-На психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.