Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Оссобенности взаимосвязи страхов и воображения в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства стра-ха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные про-явления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивле-ние, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них ме-няется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить «эмоциональный паралич». Вот почему тема детских страхов приобретает в настоящее время все большую актуальность.
Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, ес-ли к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются дли-тельное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Когда социопсихологический и психофизический статус ребенка не соот-ветствует возрастным требованиям психологического развития, страдает не только школьное обучение, но и дальнейшее развитие личности ребенка в це-лом.
Помешать личностному развитию могут и непроработанные детские страхи ребенка. Поэтому работа по диагностике и преодолению детских стра-хов приобретает особенное значение.
Но страх может быть и конструктивным явлением, поскольку мобилизует организм в целом на решение многих конфликтов и преодоление многих пре-пятствий, возникающих на пути ребенка. Важно только суметь с этим страхом совладать.
Помочь в этом может воображение. Нужно только помочь ребенку вос-пользоваться им.
Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно наки-нется на них. Но они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить страхи, овладение которыми по ряду причин становится затрудни-тельным или практически невозможным.
Овладение страхами посредством развития воображения возможно на любом этапе обучения, но особенно актуальна данная проблема на начальном этапе обучения, когда ребенок должен усвоить новые требования и правила, обрести место в коллективе сверстников, установить благоприятные отношения с педагогом и освоить новый для себя вид деятельности – учение.
Исходя из вышесказанного, можно считать тему данной работы актуаль-ной для состояния современной системы образования.
Принимая во внимание тот факт, что значительная часть семей учащихся относится к функционально несостоятельным, по разным причинам не справ-ляющимся с задачами воспитания, то становится ясно, что роль школьных пси-хологов и педагогов в процессе преодоления детских страхов является приори-тетной.
Причины детских страхов рассматривали многие психологи: А.И. Заха-ров, Т.А. Немчин, В.Н.Мясищев, Дж. Алан и другие. В качестве таковых назы-вались: соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболе-ваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с родителями, кон-фликты между родителями.
Следует отметить, что каждый случай преодоления детских страхов уни-кален и требует от специалистов длительной и тщательной процедуры диагно-стики. В диагностической процедуре основное внимание уделяется оценке ин-дивидуальных психофизических, личностных свойств, а первичная среда пре-бывания ребенка не подвергается тщательному исследованию.
В каждом конкретном случае следует проводить профилактику и коррек-ционную работу, исходя из особенностей ситуации, индивидуально-личностных характеристик учащегося, специфики семейной и социальной си-туации и прочих факторов.
Противоречие: увеличивается количество детей младшего школьного возраста, страдающих ненормированным количеством страхов, но на настоя-щий момент нет единой специально организованной работы по профилактике и коррекции данного психологического феномена.
Проблема состоит в том, чтобы выявить закономерности формирования и преодоления страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – изучить особенности диагностики детских страхов у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – роль воображения в процессе овладения дет-скими страхами детьми младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: 1) воображение является одним из основных факторов преодоления детских страхов детьми младшего школьного возраста; 2) с развитием воображения в результате обучения происходит снижение коли-чества детских страхов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы детских страхов у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях;
2. Рассмотреть способы диагностики детских страхов у младших школьников;
3. Изучить роль воображения в преодолении детских страхов детьми младшего школьного возраста
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 5 г. Хабаровска. В исследование участвовало 28 детей в возрасте 7 - 9 лет, из них 16 мальчиков и 12 девочек.
Методологическими основами работы послужили идеи отечественных исследователей о единстве сознания и деятельности человека, развития его психики в контексте ведущего вида деятельности.
Теоретическими основами исследования - работы следующих извест-ных педагогов и психологов: А.И. Захарова, Т.А. Немчина, В.Н. Мясищева и других.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические: наблюдение, тестирование, изучение и обобщение психологического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении ма-териалов по проблеме работы педагога-психолога по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста, а именно: рассмотрены подходы к изуче-нию детских страхов у детей младшего школьного возраста, изучены причины непреодоления детских страхов у младших школьников, проанализированы психологические особенности детей младшего школьного возраста, страдаю-щих страхами.
Практическая значимость исследования в возможности её использова-ния учителями начальных классов, педагогами-психологами и студентами пе-дагогических ВУЗов на спецкурсах по выбору.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, приложений.