Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности детских страхов у дошкольников с разным уровнем тревожности
Введение
Проблеме тревожности посвящено значительное количество исследо-ваний в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В по-следнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожно-сти существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, пе-реживания эмоциональной напряженности, тревоги.
Тревожность – черта личности, характеризующая ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности – это показатель индивидуальной чувствитель-ности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявле-нием психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невроти-ческим конфликтом, эмоциональными и невротическими срывами, психосо-матическими заболеваниями [6, 29]. Высокая тревожность может быть связа-на также с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению че-ловека [15]. Как устойчивая черта личности – это повышенная склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей. [1] В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализо-вана, диффузна. Поведенчески проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и про-дуктивность. Однако тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень – естественное и необходимое условие личностной активности.
Изучение тревожности важно и для понимания возрастных закономер-ностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Тревожность лежит в ос-нове целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквент-ность и аддиктивное поведение подростков. Значение профилактики тревож-ности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным жизненным ситуациям.
Для того, чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспи-тываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Если эмоцио-нальный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нару-шен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства по-давляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он по-стоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым [1]. В результате разви-ваются очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Возникшая в детстве неуверенность в себе, как правило, становится устойчивым образова-нием, своего рода характеристикой уже взрослого человека [48].
Актуальность исследования проблемы определяется тем, что в совре-менных условиях все больше возрастает число обращений к психологу по причине различных детских страхов, в связи, с чем требуются дополнитель-ные исследования по проблематике причин возникновения страхов, способов их предотвращения и методов терапии.
В данной работе обобщены различные данные относительно представ-лений о страхе и тревожности, причин возникновения страха, его видов, способов предотвращения страхов и методов терапии в работе с состоянием страха и тревожности.
Объект исследования: личностная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: состояние тревожности и страха.
Цель исследования: изучить состояние страха у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Обобщить и проанализировать теоретический материал по про-блеме возникновения страха и тревожности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические аспекты возникновения и проявления страха и детской тревожности.
3. Исследовать состояние тревожности и страхи у детей дошкольно-го возраста.
4. Выявить взаимосвязь между страхами и уровнем тревожности в дошкольном возрасте.
5. Сформулировать практические рекомендации по итогам проде-ланной работы.
Гипотеза 1. – С ростом уровня тревожности будет расти количество страхов у детей.
Гипотеза 2. – Дети с нарушением зрения отличаются повышенным уровнем тревожности по сравнению со здоровыми детьми