Выдержка из работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня отмечают рост различных нарушений в развитии детей, в частности двигательных патологий. Детский церебральный паралич (ДЦП) остается среди инвалидизирующих заболеваний самым распространенным и у нас в стране, и за рубежом. ДЦП как следствие мультифакториального дизонтогенеза центральной нервной системы обладает самыми разными клиническими проявлениями, преодоление которых становится главной задачей специалистов различных профилей.
Тревожность детей связана с возрастными особенностями дошкольников, с её спецификой проявления в детской среде, в семейном кругу. Дети дошкольного возраста имеют конкретные области действительности, где зарождаются страх и тревога, которые приводят к психическому феномену «тревожность», как устойчивому образованию [30, c. 224].
Большое количество исследований специальной медицины и психолого-педагогических дисциплин рассматривают нарушения в развитии детей с церебральным параличом: симптоматику, механизмы и структуру двигательные расстройства (И.И. Мамайчук, К.А. Семенова, Е.Г. Сологубов, В.В. Лебединский и др.), особенностей психического развития (Л.Д. Данилова, Э.С. Калижнюк и др.); речевые нарушения (Е.Ф. Архипова, Л.Д. Данилова, Л.Б. Халилова и др.); психолого-педагогической поддержки семьи (В.В. Ткачева).
.............
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДЦП
1.2 Основные теории происхождения тревожности
Понятие «тревожность» впервые было введено С. Кьеркегором [16], однако до сих пор многие педагоги и психологи употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы. Для психологии, как науки, эти понятия являются неоднозначными: их необходимо разграничивать.
Проблеме тревожности в современном научном мире посвящено много исследований в области психологии, педагогики, психиатрии, физиологии, социологии, философии. Исследователи по-разному оценивают это явление: с одной стороны, это центральная проблема современной цивилизации; с другой стороны, это жизненное чувство современности. В условиях эксперимента тревожность как психическое состояние может проявляться в качестве осевого симптома – невроза [20, с. 75].
Концепция Ч.Д. Спилбергера строится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта из детства и отношением родителей к ребенку.
Рассматривая тревожность как переживание эмоционального дискомфорта личности, психологи (Ю.Л. Ханин, Р. Кэттел, И. Шеир, Г. Сарасон, Ч. Спилбергер и др.) анализируют этапы возникновения тревоги в неразрывной связи с вегетативной нервной системой; закономерности смены состояний и эмоционального настроения человека с нарастанием уровня тревоги, а затем разрядку. В процессе нарастания уровня тревожности и спада исследователи (Ф.Б. Березин, Р. Лазарус и Дж. Аверилл, А. Кастанеда и др.) придают существенное значение восприятию каждой личностью качества физиологического возбуждения [10, с. 139].
........