Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние уровня тревожности на успешность деятельности
Сегодня довольно актуальным является исследование такой личстной особенности, как тревожность. Особое беспокойство вызывает проявление этой черты у подростков. Данный возрастной период актеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Подросток уже не дитя, но и не взрослый, хотя считает себя таковым. Но отношение взрослых к подростку остаётся на прежнем, “детском уровне”. Это приводит конфликтам, а также может стать причиной развития у подростков определённых психических нарушений, в том числе и нарушений в интеллектуальной сфере.
В психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы школьной тревожности.
А.Н. Фоминова (2000) установила, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги - "трудности в обучении".
По данным Андреевой А.Д. (1994), наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь.[1] Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревога в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные исследования. Так, по данным Прихожан А.Н., количество детей с устойчивой тревожностью (1-3 классы) в 1990-93 гг составило от 72% до 75%, для сравнения в 1980-93 гг таких детей было от 12% до 16%.[21] Хотя по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных характеристик обычно бывает близко к 15%. Другими словами, если в 80-е гг количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.
Изменилось и "качество" тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющей глубинный характер, т.е. наиболее тяжелый, и, в наименьшей степени, поддающихся преодолению.
Важность, актуальность данной проблемы и определило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования стало изучение влияния уровня тревожности на успешность деятельности.
Объектом работы является тревожность и успешность деятельности.
Предмет исследования – вопрос влияния тревожности на успешность деятельности.
Гипотеза. Наша работа в данном исследовании строилась на предположении о том, что тревожность играет далеко не последнюю роль в успешности деятельности. Чем выше уровень тревожности, тем менее успешна деятельности в целом.
Основываясь на выдвинутой нами гипотезой и определенной целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Изучить труды психологов и педагогов по исследуемому нами вопросу о влиянии тревожности на успешность деятельности;
2.Проанализировать основные понятия тревожности, виды, особенности проявления, влияние на школьную успешность;
3.Подобрать и апробировать методики по выявлению уровня тревожности у группы школьников;
4.Проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования результаты и выяснить, каково же влияние уровня тревожности на успешность деятельности.
5.Обобщить полученные в ходе всей работы результаты и сделать выводы.
Нами были подобраны следующие методики по выявлению уровня тревожности у школьников:[28,6]
1.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);
2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).
База исследования: общеобразовательная школа города.