Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников 8
1.1. Характеристика понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Возрастные и личностные особенности развития ведущих интересов младших школьников 22
1.3. Игровые технологии при развитии познавательных интересов у младших школьников 30
Выводы по I главе 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 39
2.1. Методика организации и проведение констатирующего этапа эксперимента 39
2.2. Программа использования игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников 47
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников 54
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложение 72
Список использованной литературы
1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду / Т. Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С.32.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С.34.
3. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Учёные записки ЛГУ / Б.Г. Ананьев. – Ленинград, 1983. – 217 с.
4. Березовин К.А., Сманцер А.П. Воспитание у школьников интереса к учению. – Минск, 1997. – 236 с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1995. – 314 с.
6. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л.И. Божович. – М.: Известия, 1955. – Выпуск 73.
7. Борякова Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н.Ю. Борякова, А.В.Соболева, В.В. Ткачёва. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 64 с.
8. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает / Р.С. Буре. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – 112 с.
9. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы / В. Воронов // Воспитание школьников. – 2001. - № 7. - С. 21-26.
10. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Собр. сочинений. Т. 4 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С. 376 - 385.
11. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста // под ред. О.М. Дьяченко. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 144 с.
12. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада / сост. Г. М. Лямина. - М.: Просвещение, 1981. - С. 190 - 222.
13. Григорьев Д.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования / Д.Б. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов // Классный руководитель. – 2003. - № 6. - С. 65-86.
14. Гризик Т. Познаю мир: Методические рекомендации по познавательному развитию детей / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 12. – С. 22 - 25.
15. Гризик Т. Познаю мир: Методические рекомендации по познавательному развитию / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 32-38.
16. Густомясова А.Л. Схематизация как средство формирования познавательной деятельности дошкольника / А.Л. Густомясова // Начальная школа плюс До и После. - 2004. - № 4. - С. 27-31.
17. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
18. Диагностика познавательной сферы ребёнка // под ред. Т.Г. Богданова, Т.Е. Корнилова. – М: Роспедагенство, 1994. – 112 с.
19. Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - № 1997. - № 4. – С. 138.
20. Дыбина О. Творческий подход воспитателя к познавательному развитию детей в процессе ознакомления с предметным миром / О.Дыбина // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 2. 83-89.
21. Закиров А.З. Классный час. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух» / А.З. Закиров // Классный руководитель. - 2002. - № 8. - С. 79-83.
22. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. – Ленинград, изд-во ЛГУ, 1984. – С. 29.
23. Захарчук Д.В. Педагогические условия развития креативного мышления детей // Д.В. Захарчук. - М.: Педагогика, 1989. - 137с.
24. Игра – путешествие как форма развития познавательной активности: Из опыта работы Л. Хескучаева и др. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – С. 15 – 22.
25. Кугач А.Н. Познавательная программа «Свет» / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина // Классный руководитель. – 2002. - №8. - С. 123-128.
26. Калинина Р. Детское "почему" и интеллектуальное развитие / Р.Калинина // Школьный психолог: прил. к газете "Первое сент.". - 2004. - Янв.(№ 3). - С. 22-24.
27. Ковалёв А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалёв. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. – С. 102 – 103.
28. Казаренков В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях / В.И. Казаренков // Советская педагогика. - 1985. - № 8. - С. 63 - 65.
29. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000. – 412 с.
30. Ломбина Т. Авторская программа "Читайка", или Как познавательно развивать дошкольников / Т. Ломбина, В. Лукша // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 64-73.
31. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
32. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии. – 1997. - № 5. – С. 20 – 27.
33. Морозов Н.Г. Воспитание познавательных интересов у ребёнка в семье / Н.Г. Морозов. – М.: Просвещение, 1994. – 163 с.
34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с.
35. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
36. Мудрик А.В. Социальное развитие личности / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. – 324 с.
37. Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения, к ней человека / В.П. Мясищев // В кн.: Проблема сознания. - М.: Наука, 1966. – С. 67 – 89.
38. Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных работ. - Магнитогорск, 1992. - 117с.
39. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т. // гл. ред. М.М. Дейнеко. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – Т. 3. – 879 с.
40. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ // В.А. Петровский, Л.М. Ларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993. - 213с.
41. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания // под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1986. – 214 с.
42. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 1998. – 688 с.
43. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях // под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
44. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800с.
45. Скопинова Н. Развиваем у детей желание познавать окружающий мир / Н. Скопинова // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 6. - С. 134-140.
46. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1993. – 95 с.
47. Третьяков П.И. Управление школой по результатам / П.И. Третьяков. - М.: Просвещение, 1997. - С.64.
48. Соловьёва Е.В. Как организовать познавательную деятельность детей / Е.В. Соловьёва // Ребёнок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 19 – 23.
49. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка / К.Д.Ушинский // Собр. соч. - М., 1949.- Т. 5. - С. 353.
50. Успенская Н. С. Познай себя / Н. С. Успенская // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 6.- С. 77-79.
51. Федорова, Т. Игра-путешествие «Джунгли». // Воспитание школьников, №2, 2004. С. 70-73.
52. Формирование интереса к учению у школьников./ Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.
53. Умственное воспитание дошкольного возраста // под ред. Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1989. – 206 с.
54. Хрестоматия по педагогике // сост. С. Н. Полянский. - М. Просвещение, 1972.
55. Харинова Л.Л. Коррекционное занятие по познавательному развитию во 2-й младшей группе "В гости к лесным зверюшкам" / Л.Л. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4.
56. Цаплина О. Занятия "Логикой" как новый метод развития познания дошкольника / О. Цаплина // Детский сад от А до Я. - 2004. – № 2. – С. 98 - 104.
57. Федорова Т. Игра-путешествие «Джунгли» // Воспитание школьников. - 2004. - № 2. - С. 70-73.
58. Черноусова Ф.П. Круть И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. - 2003. - № 8. - С. 107-117.
59. Шустова,И.Ю. Петренко Е.Л. Классный руководитель, каков он // Классный руководитель. - 2002. - № 7. - С. 5-23.
60. Шапатина Т.В. Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительной активности детей / Т.В. Шапатина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.
61. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М: Владос, 2001. – 368 с.
62. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – С. 352 с.
63. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1975. – 412 с.
64. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 314 с.
65. Я работаю психологом … Опыт, размышления, советы // под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 117 с.
66. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе / И.С. Якиманская – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
67. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия: 2 класс / Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Использование игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников
Введение
Изменения, происходящие в российском обществе, привели к востребованности личности, способной к общественному, личностному, профессиональному самоопределению. Приоритетной задачей школы в этой связи в настоящий момент становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося. Решение этой задачи связано с обеспечением оптимальных условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности. В контексте названных проблем со всей очевидностью встает проблема развития у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, который обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии школьника.
Одним из способов поддержания и развития интересов в младшем школьном возрасте является групповая игровая терапия. В последние десятилетия групповая игровая терапия завоевала особое признание в нашей стране.
Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
В настоящее время психологическая наука располагает значительными сведениями о сущности и роли познавательного интереса в структуре личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.К. Дусавицкий, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Г.И. Щукина); взаимосвязи функционирования отдельных психических процессов (памяти, внимания) и познавательного интереса (Н.Ф. Добрынин, П.И. Зинченко, Е.А. Обухова, А.А. Смирнов); специфике формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста (П.Я. Гальперин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, М.Ф.