Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопосы по история психологии
1.Развитие идей Выготского в работах “харьковской группы” психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец и др.)
Идеи Л.С.Выготского:
1) идея активности индивида, выступившая так же в разработанном им инструментальном методе исследования развития высших психических функций:
• суть инструментального метода: установить активную роль субъекта, ребенка, обращающегося к орудию;
• одной из важнейших теоретических предпосылок инструментального метода был принцип активности индивида — "активное вмешательство человека в ситуацию", его "активная роль, его поведение, состоящее во введении новых стимулов";
• подчеркивалось значение орудия для формирования высших психических функций;
• орудие рассматривалось как возможная точка приложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель активности;
• в инициативе индивида, обращающегося или не обращающегося к орудию, в самом способе использования орудия сказывалась ненормированная социумом активность;
2) опосредованный характер психических свойств человека:
• функцию опосредствования обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение поведением, его социальная детерминация;
• применение знаков (т.е. переход к опосредствующей деятельности) перестраивает психику, усиливая и расширяя систему психической активности;
3) интериоризация социальных отношений:
• знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит общественным органом или социальным средством;
• акты интериоризации совершаются в процессах общения;
• личность выступает в качестве своеобразного синтеза собственных качеств данного индивида и интериоризированных субъектно-интенциональных качеств других индивидов;
• личность невозможна без интериоризированных в данного индивида других индивидов, формирующих свое "представительство" в первом: "через других мы становимся самими собой" (Выготский);
• конкретно охарактеризовать личность — значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) во мне, но и как я сам и в ком именно состою в качестве "другого", как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение;
4) становление личности заключается в переходах между состояниями "в-себе", "для-других", "для-себя-бытия" ("Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других, - это и есть процесс становления личности"); "вторичный творческий синтез" — личность как система обнаруживает себя дважды:
• в первый раз — в актах социально ориентированной активности, в действиях и поступках,
• во второй раз — в завершающих поступок актах "вторичного творческого синтеза", основанного на встречной активности другого лица.
4. Ленинградская школа психологии (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев и др.)
В СССРработа в области психологии осуществлялась с момента появления в 1966 г. в Ленинградском университете факультета психологии, образованного на базе отделения философского факультета. Разработка научных методических и организационных основ деятельности факультета осуществлялась известными психологами и педагогами:Бехтеревым, Ананьевым, Ломовым, Мясищевым, Кузьминым, Кузьминой и др.
Важную роль в формировании факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Ананьева, в которой:
• была определена новая социальная роль психологии как формирующегося центра человекознания,
• раскрыта суть человека как предмета познания,
• обоснована необходимость комплексного исследования как основного метода психологии.
Значительный вклад в развитие клиническойпсихологии внесла «Ленинградская школа», в основании которой стояли В.М. Бехтерев, затем В.Н.Мясищев и которую сохранили и развили их ученики: М.М.Кабанов, Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман.