Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Условия формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процессы демократизации и гуманизации в российском обществе требуют изменения приоритетов воспитания современного школьника. Рост количества различных социальных контактов, в которые вступает личность, требует сформированности у нее нравственных знаний, умений и навыков межличностных отношений, развития соответствующих деловых и личностных качеств.
В "Национальной доктрине развития образования Российской Федерации", Конвенции ООН "О правах ребенка" подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противодействовать проявлениям бездуховности, формирования умений межличностного общения и высокой культуры отношений.
В п.8 ФГОС ООО нового поколения указано, что личностное развитие учащихся начальной школы включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в их среде, ценностно-смысловых установок, которые отражают их личностные и социально значимые позиции в деятельности, а метапредметные – самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Проблему развития младших школьников как субъекта педагогического процесса раскрывают в своих трудах такие отечественные педагоги и психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.Н. Шиянов, Д.Б. Эльконин и др..
............
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Основные аспекты понятия межличностных отношений младших школьников
В младшем школьном возрасте усложняется система отношений, в которые вступают дети. Чем глубже ученые изучают межличностные отношения, тем больше убеждаются, что детерминанты их непредсказуемы. Причина в том, что одинаковых детей, как и одинаковых отношений, не существует. Каждая личность неповторима и оригинальна, поэтому в каждом школьном коллективе формируется определенная система взаимоотношений, стереотипов поведения в различных ситуациях. Своеобразие развития межличностных взаимоотношений освещена в психолого-педагогической литературе такими учеными А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Р. С. Немов, А.В. . Петровский и др. Изучение детерминант межличностных отношений позволит практическим психологам и педагогам, работающим в школьных коллективах поддерживать баланс гуманных отношений, проявляющаяся в доброжелательности, справедливости, уважении, заботе, помощи, доверии, корректировать проявления зла и жестокости.
В условиях возрождения национальной системы образования развитие основ общения участников учебно-воспитательного процесса является одной из насущных педагогических проблем, что обусловлено становлением демократического, правового, социального государства, активному внедрению идей гражданского и информационного общества. Важным видом общения ребенка является общение со сверстниками, которое в первые годы обучения приобретает особое значение. ..........