Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекция и развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников
Введение
Эффективное межличностное взаимодействие с другими людьми, особенно со сверстниками, является фундаментом личностного развития ребёнка, развития его самосознания. Вопросы межличностных взаимодействий среди детей имеют первостепенное практическое и теоретическое значение.
Данная работа опирается на исследования межличностных отношений детей со сверстниками В. В. Абраменковой, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной, Я. Л. Коломинского, A. M. Прихожан, Е. О. Смирновой, В. Г. Утробиной, Д. И. Фельдштейна и др.
А также на труды отечественных и зарубежных ученых о развитии коммуникативной компетентности у детей и в первую очередь - М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Д. Уилкинза, Ф. Хопкинса и др.
Практика показывает, что дети младшего школьного возраста не всегда правильно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что служит препятствием в установлении полноценного контакта между ребенком и взрослым, а также между ребенком и сверстниками. В то время как именно период младшего школьного возраста сензитивен для овладения коммуникативными навыками. Дети в этот период имеют особую чуткость к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З.Н. Никитенко, Е.А. Ленская, В.И. Верещагина и др.)
...........
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование эмпирического исследования по изучению формирования навыком общения в младшем школьном возрасте.
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьника.
К началу обучения в школе ребёнок уже вполне осознает свои ресурсы, он умеет следовать требованиям и предписаниям, у него уже произошла децентрация мыслительных процессов, он активен и как правило хочет учиться в школе.
Младший школьный возраст это период овладения умелостью и компетентностью.
Школьник это первый социально важный статус ребёнка. Дети стараются делать всё правильно. Ведущей деятельностью для них становится учебная. Окружающий мир в первую очередь это система научных знаний и понятий, которые подлежат овладению. [8]
В своей деятельности школьник основывается на общекультурных образцах деятельности, принимаемых во взаимодействии с взрослыми. Учитель представляется очень значимой личностью, т.к. обладает «социально установленным» авторитетом. Отличие позиции учителя относительно родителей и других взрослых состоит именно в том, что учитель является представителем социума, носителем общего знания.
Нацеленность делать «как правильно», соответствовать социально одобряемым образцам поведения, чувствования, мышления, повышает восприимчивость детей этого возраста к любым педагогическим технологиям.
.....