Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Курская битва в историческом сознании и политике памяти
ВВЕДЕНИЕ
Условиям развития политики памяти и исторического сознания посвящено достаточно большое количество литературы на настоящее время. Так, в частности, исследователи Е. И. Федоринов и О. Ю. Стрелова отмечают, что важно обратить внимание на тот факт, что историческая память не только присутствует, но и является селективной – она часто фокусируется на отдельных исторических событиях, игнорируя при этом другие. Попытка понять, почему это происходит, свидетельствует о том, что интеграция и селективность, в основном, касаются важности исторического знания и исторического опыта для современности, для происходящих в это время события и процессов, а также их возможное влияние на будущее. Также Е. И. Федоринов выделяет три основных этапа формирования логики трансформаций советской исторической политики.
Исследователь Г. В. Клокова отмечает, что политика памяти в СССР носила явно многоуровневый характер. От данных ступеней (или уровней) зависела и необходимость и значение того или иного события в истории СССР и мира.
О. Ю. Стрелова, при анализе роли Великой отечественной войны в учебниках советского периода также обращает внимание однотипность стиля изложения, неизменность перечня описываемых военных событий и битв, а также единая периодизация – они одни и те же для всех советских учебников.
..........
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1.1. Условия развития политики памяти и исторического сознания
К историческому сознанию в науке относится система знаний, совокупность идей, верований, традиций, ритуалов, обычаев, идей, концепций, с помощью которых отдельные лица, социальные группы, классы, народы, нации формируют представление об их происхождении, самых важных событиях в своей истории и выдающихся деятелей прошлого, отношений между их историей и историей других сообществ людей и всего человеческого сообщества в целом. Таким образом, историческое сознание – это оценка прошлого во всем его многообразии, а также неотъемлемая характеристика как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных лиц. Таким образом, общности людей (народы, нации), пытаясь осмыслить свое прошлое, могут воспроизвести события во времени и пространстве во всех его трех состояниях – прошлом, настоящем и будущем, способствуя росту связей поколений, чувства принадлежности индивида к обществу людей – народа или нации.
Успешное изучение истории и ее научная и надежная реконструкция зависит от методологии исследования. Под методологией здесь понимается обращение к методам преподавания научных исследований, методов и операций, направленных на накопление и развитие знаний о том, как построить и обосновать систему знаний об историческом прошлом.
Как сложное духовное явление, историческое сознание имеет довольно сложную структуру из-за средств и методов обучения .
......