Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Гендерные особенности агрессивного поведения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей и подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. У определенной категории подростков агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется с возрастом, но и развивается, трансформируясь в будущем в устойчивое качество личности. В итоге – снижается продуктивный потенциал личности, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие, что приводит к последующим нарушениям закона. Агрессивный подросток приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Проблема изучения причин и проявления агрессивности у подростков является актуальной проблемой для современной психологии потому, что преодоления нарушений поведения, в частности агрессивности, выступает основной для успешной социальной адаптации и интеграции подростков в общество.
Разработанность в науке. Анализ источников показал, что в зарубежной литературе сложилось несколько влиятельных концепций агрессивного поведения подростков, которые опираются на психоаналитическую, фрустрационную, бихевиористскую модели агрессии.
В рамках психоаналитической модели З. Фрейдом было выдвинуто предположение о том, что агрессия – это инстинкт, действующий согласно принципу удовольствия.
Развитие взглядов З. Фрейда привело к созданию фрустрационной модели агрессии. Фрустрационная теория агрессии была предложена Д. Доллардом, работавшим во главе группы психологов Йельского университета. Ее суть заключается в рассмотрении агрессии как ситуативного, а не эволюционного процесса. Д. Доллард предполагал, что агрессия всегда является результатом фрустрации, а фрустрация, в свою очередь, всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
3.2 Понятия «агрессивность» и «агрессия»
Термин агрессия происходит от латинского слова «aggredi», означающего «нападать». С латинского языка «агрессия» переводится «нападение», «приступ». Этот феномен взаимосвязан с негативными мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями), эмоциями (гневом) и деструктивными действиями.
К началу XIX века как агрессивное рассматривалось все активное поведение и доброжелательное, и враждебное. На современном этапе под агрессией понимается враждебное поведение по отношению к окружающим людям, объединяющее разнообразные по форме и результатам акты поведения: начиная со злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, и заканчивая бандитизмом и убийством.
Существует ряд основных фундаментальных и детально проработанных концепций направлений исследования агрессии:
- инстинктивистские теории агрессии (К. Лоренца, З. Фрейда);
- фрустрационные теории (Дж. Долларда, Н. Миллера);
- теория социального научения (А. Бандуры);
- теория переноса возбуждения (Д. Зильманна);
- когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковица);
- социально-интеракционистская теория принудительного действия (С. Фешбаха) .
В инстинктивистском подходе агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, представляет собой разрушительную энергию, которая может быть направлена как вовне, так и на самого индивида. Анализ теорий, относящихся к данному направлению, как в социально-этологическом варианте, так и в психоаналитическом, сводят феномен агрессии к некоей унитарной силе, энергии инстинктивного акта, которая постоянно аккумулируется в соответствующих нервных центрах и стремится к разрядке.
.......