Выдержка из работы:
Содержание:
Актуальность. Современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессии и агрессивности. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни. Тема агрессии всегда вызывала интерес. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания, о причинах возникновения агрессивного поведения. Известные исследователи в области агрессии - Э.Фромм, Б.Крэйхи, Д.Доллард, А.Бандура, Л.Берковиц, К.Лоренц, К.Изард, Б.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Реан.Последствия человеческой агрессивности бывают столь деструктивны, что эта проблема давно уже стала одной из центральных в психологии (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, А. Бандура, Дж. Доллард, Л. Берковиц, А. Басс и др.). Однако несмотря на большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессии и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению и т.п., большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессии, и, что самое главное, – дискуссионным остается вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) человеческую агрессивность.
Глава 2. Агрессия как форма межличностного взаимодействия
2.1Сущность проблемы агрессии: определение понятий, теоретические основы, причины, механизмы
Агрессия (агрессивность) - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики. В настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
В психологии существуют различные теоретические подходы к изучению агрессивности, представители которых расходятся во мнениях относительно определяющих факторов агрессивности и возможности устранить агрессивные проявления. В психоаналитической концепции З. Фрейда и этологической концепции К. Лоренца агрессивность выступает как инстинкт, присущий человеку от природы. С этой точки зрения агрессия, накапливаясь, сама вырывается наружу из-за давления сдерживаемого влечения. С такой позицией не соглашаются авторы, полагающие, что агрессивность намного более вероятно представляет собой реакцию на фрустрирующие стимулы среды [48].
3.2Направления и методы социальной работы с агрессивными подростками разного пола
Содержание деятельности специалистов в области социальной работы является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков разного пола. Рассмотрим основное содержание деятельности каждого специалиста школы.
Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств. Психолог в индивидуальной коррекционной работе с агрессивными подростками использует следующие методы:
• профилактическую индивидуальную беседу;
• интервью;
• психологическое консультирование;
• индивидуальную психотерапию;
• групповую психотерапию [5,19].