Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация оказания медицинских услуг на платной основе
Введение
Актуальность темы. Рынок платных медицинских услуг в России начал формироваться в 90-е годы ХХ века с изменением материального благосостояния населения и продолжает активно развиваться. Переход к рыночной системе отношений привел к появлению платных медицинских учреждений. В настоящее время платные медицинские услуги предоставляются государственными и ведомственными поликлиниками, больницами, госпиталями, частными клиниками.
Главными причинами роста рынка платных медицинских услуг является недостаточное финансирование бюджетных медицинских учреждений, трудность доступа к врачу и большие очереди, ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи, развитие добровольного медицинского страхования, которое стало альтернативой обязательному медицинскому страхованию. В большинстве случаев полис ДМС приобретают крупные компании для своих сотрудников, на долю индивидуальных клиентов приходится лишь 5-10%.
С другой стороны, развитие рынка платных медицинских услуг существенно сдерживается государственными поликлиниками, которые оказывают клиентам платные услуги по демпинговым ценам, а также сохранившиеся представления людей о том, что медицина должна быть «бесплатна». По результатам опроса ВЦИОМ 46% населения не ориентировано на лечение в платных учреждениях.
Общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Ведущими частными медицинскими центрами в настоящее время являются: «МЕДСИ» (многопрофильная), «Инвитро» (лабораторные исследования и диагностика), «Мать и дитя» (акушерство, гинекология, педиатрия). ..............
1. Теоретические основы организации оказания медицинских услуг на платной основе
1.1. Медицинская услуга как экономическое понятие
Социально-экономические процессы, происходящие в социально- экономической системе, обеспечивают условия жизни общества путем производства необходимых материальных продуктов или невещественного полезного эффекта, то есть материальных и нематериальных благ и услуг. М. Вебер писал: «Полезные действия предметов мы называем для краткости «благами», человеческие полезные действия – «услугами».
Услуги как вид экономической деятельности существуют давно. Л. И. Савинов в своем исследовании проследил историю термина «услуга» и установил, что впервые термин «услуга» ввел в 1803 году французский экономист Жан Батист Сэй, позднее проблемы услуг и услуговой деятельности рассматривали многие ученые (Ф. Бастиа, К. Маркс, А. Живан и др.), но лишь со второй половины ХХ века, как отмечают в своих исследованиях И. В. Шавандина, Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко, В. В. Янова, Е. Н. Лесниченко, изучая сущность социально-экономической эффективности услуг, когда сфера услуг начала быстро расширятся, зарубежные и отечественные ученые серьезно обратили на нее внимание. К 80-м годам ХХ века осмысление услуги как экономической категории состоялось, но, несмотря на высокую значимость сферы услуг для современной экономики, ученые не пришли к единому мнению о ее сущности .
В результате сформировалось множество определений категории «услуга», анализ которых показал, что авторы этих определений по-разному видят сущность услуги: одни видят ее как действие, другие – как результат действия, третьи – как процесс взаимодействия.
.............