Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние российского высшего образования на социально-профессиональную мобильность китайской молодежи
Введение
Актуальность исследования. Современный мир предъявляет молодым людям довольно высокие требования: «обществу требуется человек мыслящий, деятельный, инициативный, компетентный, саморазвивающийся, мобильный, способный воспринимать, создавать, осмысливать, внедрять новое» [18, c. 5]. В такой ситуации необходимо обновление систем образования, трудоустройства, организации трудового процесса, поэтому мы наблюдаем расширение сферы педагогических технологий, внедрение инновационных методов в систему высшего образования, организацию культурного и научного сотрудничества между городами, регионами и государствами. Создающиеся условия актуализируют феномен социальной мобильности, являющийся приметой настоящего времени и общества: индивиды стремятся к деловому и личному успеху, предпринимают попытки продвижения по карьерной лестнице, переходя из слоя в слой, что отражает сущность указанного феномена. При этом социальная мобильность отличается двойственным характером: человек может спускаться вниз и подниматься вверх, завися от внешних обстоятельств, от собственных черт и качеств. Данный феномен связан с мобильностью профессионального характера: пытаясь достичь делового успеха, человек начинает саморазвиваться, искать пути самоактуализации и самореализации. Иными словами, социально-профессиональная мобильность предполагает переход из одного социального страта в другой как запланированным путем, так и спонтанным образом. Поэтому в такой сфере вполне вероятна потеря должности и места работы или, напротив, повышение профессионального статуса.
.................
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-профессиональной мобильности
1.1. Понятие социально-профессиональной мобильности
В современной науке понятие социально-профессиональной мобильности исследуется и как обобщенный феномен, и по отдельности, т.е. может быть сделан акцент на социальную и на профессиональную мобильность человека или группы. Понятие социальной мобильности в качестве научного термина было введено в 1927 г. [35, c. 993] известным социологом П. Сорокиным, давшим в своей работе «Социальная мобильность» емкую и содержательную характеристику этого явления. В этом труде социальная мобильность определяется как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой» [43, c. 12]. Данное явление анализировалось Сорокиным в качестве необходимой обществу функции, которая делает его динамичной и развивающейся сферой. Ученый представил классификацию мобильности, которую мы рассмотрим ниже, и проанализировал алгоритм воплощения в жизнь всех видов мобильности. В основном он полагал, что общество, будучи по своей сути стратифицированным образованием, всегда отличается выраженной динамикой, т.е. постоянным переходом людей из слоя в слой. В результате Сорокин пришел к выводу, что понятие социальной мобильности заключает в себе политический, экономический и профессиональный варианты, которые также развиваются по принципу диффузии: индивиды стремятся преодолеть границы собственной социальной среды, поэтому совершают переход в более высокие слои, двигаясь по вертикали.
.........