Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Значение символики животных в произведениях и литературно-театральных постановках А.С Пушкина
Введение
Изучение символики языка художественных произведений, их образности представляет интерес для широкого круга гуманитарных дисциплин. В их числе не только литературоведение и языкознание, но и культурология, семиотика, психолингвистика, лингвокультурология и т.д. В нашей работе символ рассматривается как знаковое явление, имеющее значение в выражении образов и передаче мотивов художественного произведения (на примере символики животных в текстах А.С. Пушкина и литературно-театральных постановках по творчеству данного автора).
Вопрос о символе как научном термине занимает отечественных ученых уже более полувека. Так, еще в 1941 году лингвистом В.В. Виноградовым было введено понятие «стиль символического реализма», характеризующемся «единством художественной композиции», которая включала в себя яркость и разнообразие языковых элементов [Виноградов 1941: 119]. 20 лет спустя, в 1962-м году, Н.Л. Степанов замечает, что «символический» не выражает всей колоритности повествования классиков, в частности, А.С. Пушкина. Исследователь считает, что в творчестве поэта главное – это реализм, его произведения описывают действительность, а не идеализируют ее, как представители романтизма. Творчество А.С. Пушкина, по мнению Н.Л. Степанова, содержит символику, подчеркивающую отдельные детали художественного образа, выделяя его индивидуальность. Например, пиковая дама у Пушкина не отдельный символ, а образ, воплощающий «точность жизненного рисунка», свою историческую конкретику [Степанов 1962: 37].
....................
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА
1.1. Символика А.С. Пушкина в свете современной науки
В своей работе мы придерживаемся следующей точки зрения: символ – это знак, обладающий разноплановым смысловым наполнением, раскрывающий различные предметные особенности образов в художественном произведении. Вслед за С.С. Аверинцевым, мы полагаем, что суть символа заключается в его тенденции к динамичности. Это ключевой концепт, который задается автором и затем выводится читателем посредством ассоциативных связей. Другими словами, читатель видит слово и, вспоминая все возможные его значения, интерпретирует информацию, данную в произведении, исходя из собственного жизненного опыта [Аверинцев 1996: 30].
Символ невозможно истолковать однозначно, но можно выявить его смысл через контекст семантического поля и лингвокультурологического значения «закодированной» в символе информации. Проводя анализ художественного произведения, филологи делают акцент на гносеологической (познавательной) функции символа. Писатель-символист Серебряного века Андрей Белый (наст. имя – Николай Бугаев) так характеризовал «инструмент» своего творчества: «символ – это образ духа в душе» [Белый 1999: 63]. Важно, что такое теоретическое описание символа соответствует его исконной природе. Именно через выражение души, по мнению писателя, и создаются в художественной литературе символические детали и зарисовки.
Известный ученый ХХ века Ю.М. Лотман в своих трудах доказывает, что символ является посредником между культурной памятью народа и синхронией текста. Исследователь выделяет в символе такие элементы, как текучесть смыслов и концентрацию, указывая на присутствие в символе потенциальных функций художественного текста [Лотман 1996: 513].
...................
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА
1.1. Символика А.С. Пушкина в свете современной науки
В своей работе мы придерживаемся следующей точки зрения: символ – это знак, обладающий разноплановым смысловым наполнением, раскрывающий различные предметные особенности образов в художественном произведении. Вслед за С.С. Аверинцевым, мы полагаем, что суть символа заключается в его тенденции к динамичности. Это ключевой концепт, который задается автором и затем выводится читателем посредством ассоциативных связей. Другими словами, читатель видит слово и, вспоминая все возможные его значения, интерпретирует информацию, данную в произведении, исходя из собственного жизненного опыта [Аверинцев 1996: 30].
Символ невозможно истолковать однозначно, но можно выявить его смысл через контекст семантического поля и лингвокультурологического значения «закодированной» в символе информации. Проводя анализ художественного произведения, филологи делают акцент на гносеологической (познавательной) функции символа. Писатель-символист Серебряного века Андрей Белый (наст. имя – Николай Бугаев) так характеризовал «инструмент» своего творчества: «символ – это образ духа в душе» [Белый 1999: 63]. Важно, что такое теоретическое описание символа соответствует его исконной природе. Именно через выражение души, по мнению писателя, и создаются в художественной литературе символические детали и зарисовки.
Известный ученый ХХ века Ю.М. Лотман в своих трудах доказывает, что символ является посредником между культурной памятью народа и синхронией текста. Исследователь выделяет в символе такие элементы, как текучесть смыслов и концентрацию, указывая на присутствие в символе потенциальных функций художественного текста [Лотман 1996: 513].
............