Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Т.Мор и его утопические политико-правовые идеи
ВВЕДЕНИЕ
Так уж устроено человечество, что на протяжении уже многих веков оно размышляет о проблемах, которые связаны с его повседневным существованием. Не реже человек думает и о том, что на первый взгляд не имеет для него никакого практического значения, но именно эти вопросы можно назвать вечными. Каждое новое поколение вроде и находит на них ответы, каким-то образом решает их, но проходит время и люди снова начинают размышлять о более хорошей жизни, об идеальном человеке и об идеальном государстве, тем самым постепенно формируя понятие «утопия».
Мечты людей об идеальном обществе отражены еще в произведениях Гесиода и Овидия. Позже появляются легенды об английской стране Кокейн, французской Кокань, русском Беловодье и граде Китеже. Государство благоденствия, земля обетованная. Разве отказался бы кто-то пожить там?
Еще на заре XX века польский исследователь А. Свентоховский писал, что «невозможно представить себе ни одной эпохи, ни одного народа, даже ни одного человека, который не мечтал бы о каком-то рае на земле…» . При этом он отмечает, что особенно остро ощущение необходимости что-то менять к лучшему проявляется тогда и там, где «существует нищета, несправедливость, страдания, а существуют они всегда и везде…» . Во всяком случае, однозначно можно согласиться с тем, что в любом обществе, даже на первый взгляд вполне благополучном, всегда есть то, что людям хотелось бы изменить к лучшему.
..................
1. Классификация утопий
Для того чтобы охарактеризовать утопические политико-правовые идеи Томаса Мора, необходимо раскрыть основные принципы утопии.
При этом нужно понимать, что понятие утопии может быть воспринято разными способами, а именно:
- как философско-литературный жанр, в котором изображается идеальное общество;
- как способ мышления и выражения, одним из архетипов которого является идеальное общество.
В первом, узком смысле понятие ведет начало от одноименного трактата Томаса Мора, в другом, более широком смысле оно наиболее полно осуществлено в авангардной культуре нашего столетия.
Сама по себе утопия очень неординарна. Какие же варианты утопии всплывали в сознании человека на рубеже веков? Чтобы в этом разобраться, надо поставить вопрос, а какие вообще бывают варианты и типы утопии. По К. Манхейму, такая типология включает в себя четыре основных типа утопии: либерально-гуманистическая, консервативная, социалистическо-коммунистическая и хилиастическая утопии.
В либерально-гуманистической утопии определяющей идеей является идея прогресса, но особенностью этой идеи является то, что она вовсе не предполагает ее мгновенной реализации. Рождением этой идеи мир обязан философии Просвещения. Как известно, эта философия ставит перед собой цель радикального изменения миропорядка, но при этом реализация этой цели планируется в далеком будущем. Мгновенная ломка государства и социума здесь не допускается. .......