Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования
Введение
Актуальность исследования. Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности является одной из важнейших тем, изучаемых в педагогической науке. В современных условиях переосмысления и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие человека. Ценностные ориентации составляют важнейший компонент структуры личности и проявляются во всех областях человеческой жизнедеятельности и выполняют функцию регуляторов поведения.
Отечественной социологической школой проблематика ценностного подхода разрабатывалась в трудах П.А. Сорокина, А.Г. Спиркина, С.С. Фролова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, Н.А. Аитова, В.С. Магуна и ряда других исследователей. Ценностные ориентации молодежи и, в частности, студенчества раскрывались в работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, В.Д. Голикова, В.Г. Немировского, В.Н. Шубкина. Изучению проблемы ценностных ориентаций личности посвящены труды таких выдающихся психологов как К.А. Альбуханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Молодое поколение, живущее в современных условиях, выросло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. ...................
Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развития ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования
1.1. Проблема формирования ценностных ориентаций личности в психолого-педагогических и философских источниках
Процесс развития ценностных ориентаций личности ? сложен и многогранен. Это связано с тем, что в различные жизненные периоды происходит изменение иерархии ценностных ориентаций, без потери при этом определяющего значения для жизнедеятельности личности.
Вопрос о ценностях уходит своими корнями еще в античные времена. В философии вопрос о ценностях включался в содержание вопроса, касающегося бытия. Полнота бытия рассматривалась в качестве абсолютной ценности для человека. Она одновременно выражала эстетические и этические идеалы. Л.В. Баева, А.А. Горелов, А.Р. Тугушева отмечают, что первым вопроса о ценностях коснулся Сократ. Он сформулировал вопрос о том, что есть Благо. Платон понимал Благо как категорию, тождественную Добру, Бытию, Красоте. Можно утверждать, что в это время в философии появилась понятийная триада – Истина, Добро, Красота [7, c.231].
В средневековье произошла переоценка классических античных ценностей. В то же время вместе особая роль отводится и религиозным ценностям, которые соединяют ценности Истины, Добра и Красоты в божественной идее, т.е. формируется монотеизм. Монотеизм формирует взгляд на человеческие ценности человека как объективно существующие идеальные субстанции, происхождение которых является божьим промыслом [Там же].
.............