Содержание:
Содержание
Введение …3
Глава 1. Теоретическое исследование нравственных ориентиров и девиантного поведения ....7
1.1. Суть девиантного поведения ....7
1.2. Нравственные ориентиры и ценности ……………………………..…… 10
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению на примере этнических мигрантов и коренных жителей Московской области ..13
2.1. Сравнительный анализ структуры декларируемых и скрытых ценностей представителей исследуемой этнической группы ….. ..16
2.2. Анализ психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил ..22
2.3. Корреляционные связи между ценностными ориентационными предпочтениями и показателями склонности к девиантному поведению …….….27
Заключение 33
Список использованной литературы ..36
Приложение 1 ..37
Приложение 2 ………………………………………………………………….44
Приложение 3 ………………………………………………………………….45
Список использованной литературы
1. Белинская Е. П. Социальная психология личности, - М., 2007.
2. Гончаров Н. В. Ценностные ориентации в системе противоправного поведения подростка: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук, - М., 2008.
3. Гриценко В. В. Ценностные ориентации и склонность к девиантному поведению, - Саратов, 2005.
4. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России, - Саратов, 2008.
5. Добреньков В. И.Социология, - М., 2007.
6. Журавлева Н. А. Динамика ориентации на экономические ценности представителей различных социальных групп в условиях экономических изменений // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко, - М., 2005.
7. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения, - М., 2007.
8. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов, - М., 2006.
9. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию, - М., 2008.
10. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций, - М., 2006.
11. Осипкин А. А. Современные социокультурные процесы и девиантное поведение молодых россиян: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук.,- М., 2005.
12. Пядухов Г. А. Этнические группы мигрантов: тенденции притока, стратегии поведения, - Пенза, 2008.
13. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум, - М., 2008.
14. Яницкий М. С. Нарушение регулятивной функции индивидуальной системы ценностей при девиантном поведении//Проблемы морально-нравственного развития личности и общества: сборник научных трудов, - Кемерово, 2004.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению у мигрантов и коренных жителей москвы (тема в рамках психологии социальной работы)
Введение
Проблема ценностных ориентации личности занимает одно из центральных мест в философии, социологии, психологии. Многие авторы, изучавшие проблематику ценностей и ценностных ориентации с точки зрения их места и роли в жизнедеятельности человека, указывают на их социальную природу и функцию регуляции поведения и деятельности.
Современный этап развития российского общества характеризуется социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, внедрением в массовое сознание культа силы, насилия и эгоцентризма. Пропаганда духовных ценностей западного образа жизни изменила духовную атмосферу российского общества, оказав существенное влияние на массовое сознание и общественное мнение различных групп населения.
Актуальность настоящего исследования, посвященного изучению взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению у населения современной России, задается двумя феноменами социально-психологического и социокультурного характера.
Первый - обусловлен общественной трансформацией российского государства и ценностных ориентации его населения. На фоне проводимых в России социально-экономических и политических реформ внедряемые в массовое сознание западные аксиологические модели, как социально одобряемые поведенческие стандарты, накладываются на традиционные ценности россиян и принимают подчас отрицательные формы. В результате происходит нивелирование традиционных нравственных ориентиров, типичным для большинства граждан становится появление различных типов отклонения в поведении, наблюдается увеличение масштабов криминализации населения.
Второй феномен связан с усилением миграционных процессов. Из бывших союзных республик на территорию России переселяются как этнические русские, так и представители других этносов. Негативные оценки и порой враждебное отношение к ним со стороны коренного населения довольно часто отражают общее депрессивное состояние общественного сознания и соответствующие представления, образы и стереотипы. Считается, что мигранты и без того усугубляют сложную социально-психологическую ситуацию в регионах их вселения, обостряют социальную конкуренцию на рынках труда и жилья. Среди имеющихся мифологем распространены представления о мигрантах, как о людях, легко вовлекающихся в теневую экономику и криминальный бизнес.
Обеспокоенность общества ростом безработицы и инфляции, продолжающимся снижением жизненного уровня большей части населения, особенно в малых провинциальных российских городах и селах, вызывает известный синдром поиска «козла отпущения» чаще всего среди представителей других этнических групп. При этом нередко называются выходцы из Северного Кавказа так называемые «лица кавказской национальности»: азербайджанцы, чеченцы, армяне, т.д.
В связи с усилением кавказофобии, которую стимулировал чеченский конфликт, в сознании россиян широко распространилось представление о «лицах кавказской национальности» - выходцах из Кавказа, проживающих на территории России, как о людях, с преступной сущностью. Наличие подобных представлений и обвинений неминуемо приводит к росту межэтнической напряженности и интолерантности в местном сообществе, что проявляется во взаимных обидах, столкновениях и претензиях между русскими и «кавказцами» в процессе межэтнического взаимодействия.
Исследование взаимосвязи ценностных ориентации и склонности к девиантному поведению на примере этнических мигрантов из Северного Кавказа и коренного населения Московской области, позволит нам ответить на вопрос, имеются ли различия в степени предрасположенности к нарушению социальных норм между представителями разных этнических групп.