Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Теория и практика экспорта древнегреческой демократии
Актуальность исследования. Древняя Греция породила множество социально значимых ценностей, к числу которых относится и демократия. Важно понимать, что культура эллинов была ориентирована на максимальное продвижение своих идей и распространение своих представлений о мировом порядке. «Власть народа» – пожалуй, самое значимое дарование Древней Греции, что определяет актуальность исследования и в современных условиях, когда процессы демократизации активно обсуждаются в обществе.
Демократия означает провозглашение юридического равенства народа и власти, а также личной свободы каждого человека. Алексис де Токвиль, историк и писатель, отметил, что демократия, возникшая в Афинах, воплощала идеалы, к которым необходимо стремиться современному демократическому обществу. Несмотря на то что во многих современных государствах «демократия» – это лишь слово, а на деле все обстоит гораздо печальнее, именно древнегреческая традиция повлияла на формирование политических институтов и революционных движений в дальнейшей истории общества. Если говорить о США, добавляет автор, здесь демократические идеи Древней Греции сформировали сам дух общества. Это лишь малая часть огромного наследия античной культуры.
На самом деле, напоминания о Древней Греции тонкой нитью проходят через всю историю человечества. Изучение влияния культуры эллинов на развитие общества в дальнейшем дает понять, что как бы не менялись времена, сколько бы не вносилось поправок и новшеств, как изменчивы ни были бы культурные аспекты, она все равно остается мощной корневой системой современного общества, включая в себя все сферы: искусство, литературу, политику, спорт, воспитание детей, быт, градостроительство и многое другое.
..............
Если обратиться непосредственно к восприятию идеи демократического общества у древних греков, мы едва ли обнаружим какую–либо теорию демократии.
По этому поводу историк Мозес Финли говорит следующее: «…я не верю, что в Афинах существовала четко сформулированная демократическая теория. Были понятия, общие принципы, обобщения но они не сводятся к конкретной теории» . В отсутствии такой теории М. Финли не видит никакого парадокса, поскольку «ошибочно полагать, что каждая социальная или государственная система в истории обязательно должна сопровождаться сложными теоретическими построениями».
В знаменитом споре трех персов из «Истории» Геродота это слово не упоминается. Вместо него используется другое понятие – исономия, «равнозаконие». Перикл (а через него Фукидид) в одном из самых известных «гимнов» афинской демократии – речи над могилами павших воинов – использует слово «демократия» как бы неуверенно, стараясь дистанцироваться от него; более того, Фукидид ставит в заслугу Периклу именно то, что при нем демократия существовала лишь «по названию» .
К вопросу об идейных истоках современной демократической... 487 Софисты, известные своими симпатиями к демократии, также не оставили ни одного сочинения в ее поддержку. Английский историк Джордж Керферд высказал предположение, что подобные сочинения были написаны и соответствующая демократическая интеллектуальная традиция существовала, но они просто не сохранились. Так, он считал, что еще до того, как Платон закончил первые книги «Государства», Протагором было написано собственное сочинение о политике, в котором, вероятно, был описан демократический вариант идеального государства.
...............