Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коммуникативные стратегии и тактики в педагогическом дискурсе (на примере онлайн обучения)
Академическая публичная речь традиционно является объектом риторической теории и практики. Как вид риторического дискурса публичная речь характеризуется наличием замысла, целенаправленностью, ориентацией на воздействие. Для обеспечения адекватного восприятия своего сообщения говорящего выбирает такие коммуникативные стратегии, которые позволяют, с одной стороны, эффективно реализовать содержательный уровень текста, а с другой – обеспечить взаимодействие, контакт с аудиторией.
Публичная речь представляет собой звучащий текст. Именно на этом этапе презентации воплощается замысел лектора, а тактики и стратегии реализации речевого воздействия, в свою очередь, играют важную роль в обеспечении эффективности произносимого сообщения.
Актуальность изучения ораторской речи в педагогическом дискурсе определяется рядом её особенностей, находящих выражение в выборе тактик и стратегий реализации воздействующего эффекта на аудиторию. Важной характеристикой академической публичной речи является то, что она находится на пересечении научной и педагогической сфер коммуникации. Кроме того, академическая публичная речь, как правило, основанная на заранее подготовленном материале, реализуется как скрытый диалог между оратором и аудиторией. Важным также является тот факт, что академическая публичная речь, относящаяся к числу сфер с повышенной речевой ответственностью, отражает тенденции, присущие современной культуре речевого общения того или иного народа.
……………………………………………
Между лингвистами нет согласия относительно использования термина «дискурс» в том смысле, что некоторые используют его применительно к текстам, в то время как другие утверждают, что это означает «речь» во всей широте ее проявлений, которая, например, проиллюстрирована следующим определением: «дискурс непрерывное высказывание в потоке речи, превышающее предложение, часто составляя единую единицу, такую как проповедь, аргумент, шутка или повествование» [Бурмакина, 2019, с. 271].
Педагогический дискурс – это объективно существующая развивающаяся система ценностно-смыслового общения субъектов процесса образования, действующая в образовательной среде. В данную систему включены участники дискурса, его воспитательные задачи, достоинства и программная составляющая.
Педагогический дискурс является разновидностью институционального, который представляет собой специализированную клишированную разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума, используя расширенный код общения [Зубкова, 2005, c. 28].
В Российской лингвистике педагогический дискурс исследуется во многих работах ученых. Наиболее значимые разработки принадлежат Десяевой Н.Д., Казарцевой О.М., Карасику В.И., Коротесвой О.В., Леонтьеву Л.Л., Михальской А.К., Паршиной О.Н., Смелковой З.С. и другим.
Педагогический дискурс ассоциируется с такими коммуникативными сферами, как занятие, лекция, семинар, опрос, эдвайзерский час, и отражается в учебной литературе, конспектах, протоколах собраний.
...............................................