Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Чеченская война в прозе Захара Прилепина
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тема последних войн, в том числе и Чеченкой, недостаточно освещена в современной литературе. Современные авторы не пишут о войне, поскольку не имеют личного опыта. Но и наличия последнего иногда бывает недостаточно, поскольку СМИ освещают данную тему не вполне однозначно, искажая действительность и факты, что вызывает нежелание авторов, а также читателей возвращаться к военной тематике.
Военная тематика отражена, прежде всего, в произведениях о Великой Отечественной войне, поскольку она была большой общенациональной бедой, а войны последних десятилетий затронули лишь незначительный процент населения. Поэтому и текстов о войнах радикально меньше, и качество их ниже.
К авторам, которые отразили в своих произведениях тему Чеченской войны, также можно отнести Вячеслава Миронова (Я был на этой войне); Владимира Маканина (Асан); Юрия Кондратьева (Грозый - несколько дней из года); Геннадия Трошева (Моя война, Записки окопного генерала); Константина Попова (Зиндан); Сергея Щербакова (Щенки и псы войны); Сергея Ермолова (Записки участника чеченской войны); Дениса Бутова (Чеченские дни); Дмитрия Соколова (Склон. Память); Андрея Миронюка (Kavkaz.ua) и др. Каждый из названных авторов имеет свой взгляд, поскольку каждому из них доступен лишь определённый объём информации, не всегда достаточный для установления истины
...........................................................
Современная концепция войны, которая отражается в литературной прозе последних лет, представляет собой нечто новое, отличающееся от традиционного подхода к военной тематике, когда война рассматривается как подвиг народа, подвиг воина Куликовской, Бородинской, Сталинградской битвы. «Война для традиционного сознания - это ратное дело, столь же благородное и извечное, как какое-нибудь кузнечное или земледельческое», - отмечает В. Е. Пустовая [Пустовая, 2005, с. 152]. «Человек с ружьем нам обычно представляется солдатом сорок пятого - солдатом Победы», - заявляет С. А. Алексиевич [Алексиевич, 1993, с. 55]. Такое понимание войны сложилось в умах читателя благодаря личности главного героя, представленного в литературном произведении. Война олицетворялась, одушевлялась романтическим восприятием героя, мечтающего о подвиге во славу страны, во имя победы.
Современные же произведения о военных событиях последних лет явно стремятся к документальности, их цель - не преломить войну писательским взглядом, а честно ее зафиксировать и поведать о ней полную правду. По мнению В. Е. Пустовой, сегодняшние авторы «военной» прозы деидеологизируют битвы, показывая войну как заведомо и бесспорно античеловеческое явление
.........................................................