Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Золотой век Испании.Развитие живописи в период с 16 до второй половины 17 столетия
Актуальность исследования. Коллекция испанской живописи в Эрмитаже обладает большой ценностью благодаря высокому качеству представленных в ней работ, и состоит в своем большинстве из композиций крупнейших художников Испании XVII века.
Подлинное возрождение испанской национальной культуры приходится на последнее десятилетие XVI века. Очень яркий ее расцвет дал повод обозначить период с 80-х гг. XVI – 80 – е гг. XVII веков «Золотым веком» испанской литературы и искусства.
Художественной жизни Испании присуща своеобразная, обусловленная географическими, историческими и политическими факторами, мозаичная структура. Именно эта особенность затрудняет создание стройной, строго упорядоченной картины развития испанского искусства в средние века и эпоху Возрождения. Ее истоки следует искать, прежде всего, в региональной разобщенности областей Пиренейского полуострова, представлявших собой в то время обособленные феодальные государства со сложившимися социальными и культурными традициями. Вместе с тем редкая пестрота явлений, отсутствие стилевого единства объясняются тем, что искусство Испании, запаздывая в своем развитии, осваивало этапы, последовательно пройденные другими странами, как бы в ускоренном темпе, что приводило к уплотнению исторического процесса, к совмещению различных стадий. Подобный тип эволюции отличает всю испанскую культуру XVI века.
Здание испанской культуры, которое воздвигалось на сложнейшем субстрате, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем в других странах Европы.
……………………………………
За XVII столетием, особенно за его первой половиной, давно укрепилось название «Золотого века» испанской культуры. Ее бурный расцвет ознаменован в области литературы творчеством продолжавших в разной степени традиции великого Сервантеса испанских поэтов, драматургов, писателей — Кеведо, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Аларкона, Гевары, молодого Кальдерона. Вслед за литературой начался мощный подъем искусства Испании.
Т. П. Каптерева отмечает, что высокий расцвет культуры относится ко времени углубляющегося политического и экономического упадка страны. Испания, в недавнем прошлом сильнейшая держава мира, в XVII столетии превратилась в одно из отсталых и самых реакционных государств Европы. Политика испанского абсолютизма, подавлявшая ростки новых капиталистических отношений, парализовав развитие производительных сил страны, привела ее в XVII веке на грань катастрофы. Бедственное положение народных масс находилось в вопиющем контрасте с безудержным расточительством королевского двора и высшей знати. [5, С.55]
Объяснение небывалого для Испании расцвета искусства в этих крайне неблагоприятных условиях представляет сложную научную проблему и должно быть основано на анализе широкого комплекса различных исторических, социальных и художественных тенденций. ………………………………………..