Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Эпоха джаза" в произведениях Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Одна из важнейших функций художественной культуры — вбирать в свои образы, символы, метафоры то, что также метафорически можно назвать «духом времени». При этом «дух времени», или неуловимо-подвижный фрагмент менталитета в особых время-пространственных, социокультурных и национально-этнических координатах, сохраняется гораздо надежнее и дольше в эстетических кодах и глубинах произведения, чем в прямой речи документально-публицистических памятников.
Как бы ни был велик и объективен художник, ему не дано запечатлеть все воспроизводимое им время с тем же бесстрастием, которое свойственно самой жизни. Поэтому анализ художественных произведений в аспекте запечатленного «духа эпохи» одновременно выявляет и особенности избранного мастером ракурса в эстетическом освоении современности, и своеобразие его собственного художественного видения.
Одним из важнейших ракурсов, позволяющих осмыслить особенности самосознания народа на каком-либо переломном этапе развития национальной жизни, является наиболее влиятельная или даже господствующая идеология, воспринимаемая как цель поступательного движения страны. Такой целью в США в 20-е годы ХХ века была особая модификация «американской мечты» в эпоху послевоенного экономического «процветания».
Ф.С.Фицджеральд писал и искал «еще не сказанное никем ранее», стремясь влить новое содержание в устоявшиеся формы и тем самым обновить их». Органичное сочетание лирико-романтической и сатирико-реалистической сторон таланта Фицджеральда развило у писателя неповторимую остроту зрения, позволив ему по-своему увидеть Америку XX в. Произведения писателя содержат в себе не только сложные формулы эпохи, но и сырой материал сомнений, раздумий, неясностей, в которых подчас больше информации о «духе времени», чем во внутренне целостных, избегнувших сложнейших противоречий художественных явлениях
Сегодня, когда и в старой Европе, и среди наших соотечественников столь велико обольщение «американской мечтой», личная биография и произведения Скотта Фицджеральда свидетельствуют против этого обольщения, именно поэтому Ф.С. Фицджеральда с полным основанием можно назвать современным писателем, а тема исследования «Эпоха джаза в произведениях Френсиса Скотта Фицджеральда» звучит актуально.
Историю восприятия творчества Фицджеральда в США можно условно разделить на три этапа : первый — период раннего шумного успеха (1920-1925 гг.), когда после выхода в свет в 1920 году романа «По эту сторону рая» молодой писатель неожиданно вознесся на вершину преуспевания и материального благополучия. В 1925 году был опубликован лучший роман Фицджеральда «Великий Гэтсби». Читатели и критика холодно встретили это произведение. Творчество писателя вступило в новую фазу: Фицджеральд твердо становился на позиции критического реализма. Америка ответила ему резким неприятием. Разочарование в творчестве Фицджеральда усилилось после выхода в свет романа «Ночь нежна» (1934 г.). Писателя стали обвинять в том, что он. исписался, растратил свой талант художника.
Второй этап (1925-1945 гг.) восприятия творчества Фицджеральда в Америке характеризуется глубоким охлаждением читательских кругов к творчеству писателя. Имя Фицджеральда предается забвению. Большинство критиков тех лет оценивают писателя как бездарность и посредственность (В. Л. Паррингтон).
Одни критики изучали биографию и творчество писателя, открывая все новые и новые грани его таланта для читателя ( А.Ковье, Дж. Снелл, Уиллард Торп, Генри Дан Пайпер, Эдмунд Уилсон, Максуэлл Гейсмар, Артур Мизенер, М. Каули, Альфред Кейзин, Шейла Грэхам, Эндрю Тернбул, Маттью Брукколли, Дж. Брайер, другие стремились извратить творчество писателя, замолчать разоблачающую сущность его произведений, объясняющий трагедию Фицджеральда исключительно личными причинами ( Л.Триллинг, У. Трой, Райт Моррис, Лесли Фидлер, Эндрю Уоннинг).
Русская критика относится к творчеству Ф.С.Фицджеральда с особым интересом и уважением, исследованию поэтики романов посвящены работы А.Н.Горбунова,Н.Анастасьева, С.Батурина, Я.Н.Засурского, А.И.Зверева, Л.Калюжной, Ю.В.Ковалева, Н.Б.Колесникова, исследованием малой прозы занималась М.М.Коренева, исследованию критических работ о Фицджеральде посвящены работы В.К. Кухалашвили, Н.А.Кубанева, среди других участников «фицджерилиады» можно отметить Я.Ю.Лидского, С.В,Моташкову, А.Старцева и др. Однако фундаментальной работы об особенностях динамики развития темы «лишние люди» «эпохи джаза» в романах и малой прозы Ф.С.Фицджеральда на сегодняшний день нет, что также обусловило выбор темы исследования.
Объектом исследования являются произведения Ф.С.Фицджеральда, написанные им в период 20-30-х годов ХХ века.
Предметом – особенности художественного изображения «эпохи джаза» в романах, новеллах и рассказах, созданных писателем в 20-30-е годы ХХ века.
Цель исследования – описать методы и приемы художественного изображения истории Америки указанного периода в романах, новеллах и рассказах, динамику развития темы «лишнего человека» «эпохи джаза».
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать краткую характеристику историческому процессу в Америке 20-30 годов ХХ века, а также его отображению в литературе указанного периода.
2. Выявить особенности деформации происходящих социально-политических процессов в художественном мире Ф.С.Фицджеральда.
3. Проследить динамику развития образа «лишнего человека» в романах и малой прозе, созданной писателем в указанный период.
4. Исследовать степень субъективности оценки Ф.С.Фицджеральда происходящих процессов в его произведениях.
Теоретической и методологической основой исследования стали работы американских и русских критиков, изучающих различные аспекты творчества Ф.С.Фицджеральда, А.Ковье, Дж. Снелла, Уиллард Торпа, Генри Дан Пайпера, Э.Уилсона, М. Гейсмара, А. Мизенера, М. Каули, А. Кейзина, Ш.Грэхам, Э.Тернбула, М.Брукколли, Дж. Брайера, Л.Триллинга, У. Тройя, Р. Морриса, Л. Фидлера, Э. Уоннинга, А.Н.Горбунова, Н.Анастасьева, С.Батурина, Я.Н.Засурского, А.И.Зверева, Л.Калюжной, Ю.В.Ковалева, Н.Б.Колесникова, М.М.Кореневой, В.К. Кухалашвили, Н.А.Кубанева, Я.Ю.Лидского, С.В,Моташковой, А.Старцева.
Практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что представленный синтез критический идей о творчестве писателя позволяет использовать ее результаты в практике вузовского и школьного преподавания.
Для решения поставленных задач потребовалось использование комплекса следующих методов исследования: как сопоставительный анализ критических работ по творчеству Ф.С.Фицджеральда, изучение и обобщение наблюдений над поэтикой романов, рассказов, новелл; контекстуальный анализ, а также лингвистический анализ.
В ходе теоретического исследования были произведения Ф.С.Фицджералда различных жанров, написанные в 20-30-е годы ХХ века.
Научная новизна исследования состоит в том, что определены основные методы и приемы художественного изображения социально-исторических процессов, выделяющие Фицджеральда в литературе «потерянного поколения».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.