Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме принцип защиты и профилактики от психологических стрессов в социальной работе
Социальная работа – неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность, предъявляющая к личности специалиста особые требования, среди которых – умение оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями. Приоритетная цель социальной работы - оказание помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обстоятельства, которые нарушают нормальную жизнедеятельность человека и служат поводом для обращения в органы социальной защиты, не могут не вызывать эмоционального отклика и сочувствия к тем, кто в них оказался. Это грустные и мрачные стороны жизни, постоянное соприкосновение с которыми напрягает эмоциональную сферу личности специалиста и угрожает его нервно-психическому здоровью.
Ответственность за разрешение жизненно важных проблем клиентов ещё больше повышает уровень эмоционального напряжения. Эмоциональные перегрузки могут возникать и при взаимодействии с так называемыми «трудными» клиентами, общение с которыми требует особого внимания и выдержки. В работе с такими людьми социальным работникам трудно бывает получить позитивную обратную связь, которая позволяла бы поддерживать ощущение профессиональной эффективности.
Нечёткие границы профессиональной компетенции, вызванные молодостью социальной работы как института в нашей стране, неопределённость круга должностных обязанностей приводит к тому, что одни работники оказываются чрезмерно перегруженными, а другие – недогружены. Сверхурочная работа, большое количество клиентов, важность решаемых проблем, недостаточная самостоятельность в принятии решений, низкое вознаграждение за труд могут послужить причиной для развития профессионального стресса у социальных работников. К этому можно добавить частое столкновение с негативными сторонами жизни, трудность оказания реальной помощи клиенту и невысокий престиж данной профессии в обществе. Отсюда и изменение в мотивационной сфере, и разочарование в профессии, а также развитие синдрома профессионального выгорания и общая деформация личности специалистов. Можно сказать, что все ситуации рабочего общения, отягощённые высокой ответственностью за людей и сопровождающиеся высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью, становятся фактором риска профессионального выгорания работников.
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.